Считается, что жанр фламенко возник в конце 18 века в городах и аграрных поселках Нижней Андалусии, выделив Херес-де-ла-Фронтера как первый письменный пережиток этого искусства, хотя практически нет данных, связанных с этими датами и проявления этого времени более характерны для школы болеро, чем для фламенко. Существуют гипотезы, указывающие на влияние на фламенко танцев с индийского субконтинента - места происхождения цыган, - например, танец катхак. Документальный фильм «Гурумбе», песни из вашей черной памяти, показывает влияние африканцев в ритмы и хореография фламенко.
Кастицизм
В 1783 году Карлос III опубликовал прагматический документ, регулирующий социальное положение цыган. Это было знаменательным событием в истории испанских цыган, которые после столетий маргинализации и преследований увидели, что их правовое положение существенно улучшилось.
После испанской войны за независимость (1808-1812) в испанской совести развилось чувство расовой гордости, которое контрастирует с французским просвещением - теллурической силой майо, архетипа индивидуализма, изящества и хастицизма. В этой среде торжествует мода каньи, потому что традиционализм видит в цыганах идеальную модель этого индивидуализма. Возникновение школ корриды в Ронде и Севилье, рост бандитизма и увлечение Андалусией, проявленное европейскими путешественниками-романтиками, постепенно сформировали андалузские манеры, которые восторжествовали при мадридском дворе.
В настоящее время есть свидетельства разногласий из-за внедрения новшеств в искусстве.
Поющие кафе
Поющие кафе были ночными заведениями, где зрители могли выпить, наслаждаясь музыкальными шоу. С ними часто случались всевозможные злоупотребления, поэтому большая часть населения жила спиной к ним.
Как опубликовал в своих мемуарах кантаор Фернандо де Триана, еще в 1842 году в Севилье было поющее кафе, которое было открыто в 1847 году под названием Los Lombardos, как и опера Верди. Однако в то время разные канты и переводчики были совершенно не связаны друг с другом. В 1881 году Сильверио Франконетти, певец с обширным репертуаром и выдающимися артистическими способностями, открыл первое в Севилье кафе певца фламенко. В кафе Сильверио кантаоры были в очень конкурентной среде, потому что сам Сильверио любил бросать вызов лучшим кантаорам, которые проходили мимо его кафе на публике.
Мода на поющие кафе позволила появиться профессиональному кантаору и послужила тиглем, в котором формировалось искусство фламенко. В них нецыган выучили цыганские песнопения, а андалузские народные песни переосмыслили в своем собственном стиле, расширив репертуар. Точно так же вкусы публики способствовали формированию жанра фламенко, объединяя его технику и тему.
Антифламенквизм поколения 98-го
Фламенко, определенное Королевской испанской академией как «любовь к искусству и обычаям фламенко», представляет собой концептуальную портновскую шкатулку, в которую, среди прочих традиционных испанских элементов, вписываются пение фламенко и любовь к корриде. Эти обычаи подверглись резкой критике со стороны поколения 98-го, все его представители были «анти-фламенко», за исключением братьев Мачадо, поскольку Мануэль и Антонио, будучи севильцами и сыновьями фольклориста Демофило, имели более сложное видение причина.
Величайшим знаменосцем антифламенкизма был мадридский писатель Эухенио Ноэль, который в молодости был воинственным кастицистом. Ноэль приписал фламенко и корриду происхождение бед Испании. По его мнению, отсутствие этих культурных проявлений в современных европейских государствах, по-видимому, привело к большему экономическому и социальному развитию. Эти соображения вызвали непреодолимый разрыв на десятилетия между фламенко и большей частью интеллигенции.
Опера фламенко
В период с 1920 по 1955 годы шоу фламенко стали проводиться на аренах для боя быков и в театрах под названием «Опера фламенко». Это название было экономической стратегией промоутеров, поскольку опера платила только 3%, а варьете - 10%. В это время шоу фламенко распространились по Испании и главным городам мира. Большой социальный и коммерческий успех, достигнутый фламенко в то время, устранил некоторые из старейших и самых трезвых стилей со сцены в пользу более легких звуков, таких как кантинья, канты туда и обратно и, прежде всего, фанданго, многие из которых являются личными. версии были созданы. Критики-пуристы критиковали эту легкость кантов, а также использование фальцета и вульгарного стиля волынщика.
В соответствии с принципами пуризма поэт Федерико Гарсиа Лорка и композитор Мануэль де Фалья в 1922 году придумали организовать конкурс канте хондо в Гранаде. Оба художника воспринимали фламенко как фольклор, а не как сценический художественный жанр; По этой причине они были обеспокоены, поскольку считали, что массовый триумф фламенко положит конец его самым чистым и глубоким корням. Чтобы исправить это, они организовали конкурс канте хондо, в котором могли участвовать только любители, и в котором были исключены праздничные канте (например, кантинья), которые Фалья и Лорка не считали хондо, а только фламенко. Возглавлял жюри Антонио Чакон, который в то время был ведущей фигурой в канте. Победителями стали Эль Тенасас, профессиональный кантор на пенсии из Морон-де-ла-Фронтера, и Мануэль Ортега, восьмилетний мальчик из Севильи, который вошел в историю фламенко как Маноло Караколь. Конкурс оказался провальным из-за скудного эха, а также потому, что Лорка и Фалья не знали, как понять профессиональный характер фламенко в то время, тщетно пытаясь добиться чистоты, которой никогда не было в искусстве. это характеризовалось мешаниной и личным новаторством его создателей. Помимо этой неудачи, с поколения 27-го, наиболее выдающимися представителями которого были андалузцы и, следовательно, они знали этот жанр не понаслышке, началось признание фламенко интеллектуалами.
В то время уже были записи фламенко, связанные с Рождеством, которые можно разделить на две группы: традиционные рождественские гимны фламенко и песни фламенко, которые адаптируют свои тексты к рождественской теме. Эти песни сохранились до сих пор, являясь пространственно репрезентативными Замбомба Хересана была объявлена Хунтой Андалусии объектом нематериального культурного интереса в декабре 2015 года.
Во время гражданской войны в Испании большое количество певцов было изгнано или погибло, защищая Республику и унижения, которым они подвергались со стороны Национальной партии: Корруко де Альхесирас, Чакончито, Эль Карбонерильо, Эль Чато де Лас Вентас, Валлехито, Рита Кантаора, Анджелилло, Геррита - вот некоторые из них. В послевоенный период и в первые годы франкизма к миру фламенко относились с подозрением, поскольку властям не было ясно, что этот жанр способствует национальному самосознанию. Однако вскоре режим принял фламенко как одно из типичных проявлений испанской культуры. Пережившие войну певцы превращаются из звезд в почти изгоев, поют для молодых людей в частных комнатах борделей в центре Севильи. где им приходится приспосабливаться к прихотям разбогатевших аристократов, солдат и бизнесменов.
Короче говоря, период оперы фламенко был временем, открытым для творчества, и это определенно составляло большую часть репертуара фламенко. Это был золотой век этого жанра с такими фигурами, как Антонио Чакон, Мануэль Вальехо, Мануэль Торре, Ла-Нинья-де-лос-Пайнес, Пепе Марчена и Маноло Караколь.
Рождение фламенкологии
Начиная с 1950-х годов начали публиковаться многочисленные антропологические и музыковедческие исследования фламенко. В 1954 году Hispavox опубликовал первую Antología del Cante Flamenco, звукозапись, которая стала большим потрясением для своего времени, с преобладанием оркестрованной канте и, как следствие, мистифицированной. В 1955 году аргентинский интеллектуал Ансельмо Гонсалес Климент опубликовал эссе под названием Flamencología, название которого он окрестил «набором знаний, техник и т. Д., Связанных с пением и танцами фламенко». Эта книга достойна изучения фламенко, применив к нему академическую методологию музыковедения, и послужила основой для последующих исследований этого жанра.
Как следствие, в 1956 году был организован I Национальный конкурс Cante Jondo de Córdoba, а в 1958 году в Херес-де-ла-Фронтера была основана первая кафедра фламенкологии, старейшее академическое учреждение, занимающееся изучением, исследованием, сохранением, продвижением и защитой искусства фламенко. . Точно так же в 1963 году кордовский поэт Рикардо Молина и севильский кантаор Антонио Майрена опубликовали «Алалимон Мундо и Формас дель Канте фламенко», ставшее обязательным справочником. В книге простым языком описывается разнообразие стилей и стилей, а также рассказывается история канте, отстаивая, что фламенко было исключительной работой цыган, которые держали его в секрете, пока не сделали его своей профессией. Точно так же в книге проводится различие между cante grande (просто цыганский) и cante chico (фламенко андалузских и колониальных народных мелодий). Таким образом, работы Молины и Майрены представили «цыганский тезис» и «нео-хондизм» как направления исследований во фламенкологии.
Долгое время постулаты Майрениста считались практически неоспоримыми, пока они не нашли ответ у других авторов, которые разработали «андалузский тезис», который защищал, что фламенко было подлинно андалузским продуктом, поскольку оно было полностью развито в этом регионе и потому что оно основные стили, заимствованные из фольклора Андалусии. Они также утверждали, что андалузские цыгане внесли решающий вклад в их формирование, подчеркивая исключительную природу фламенко среди цыганской музыки и танцев из других частей Испании и Европы. Объединение цыганских и андалузских тезисов стало сегодня наиболее популярным. Короче говоря, между 1950-ми и 1970-ми годами фламенко превратилось из простого шоу в объект изучения.
Протесты фламенко во время режима Франко
Фламенко стало одним из символов испанской национальной идентичности во время режима Франко, поскольку этот режим знал, как использовать фольклор, традиционно связанный с Андалусией, для содействия национальному единству и привлечения туристов, составляя то, что называлось национальным движением фламенко. Следовательно, фламенко долгое время считалось реакционным или ретроградным элементом. В середине 60-х и вплоть до переходного периода кантаоры, выступавшие против режима, начали появляться с использованием протестных текстов. К ним относятся: Хосе Менезе и автор текстов Франсиско Морено Гальван, Энрике Моренте, Мануэль Герена, Эль Лебрихано, Эль Кабреро, Лоле и Мануэль, Эль Пики или Луис Марин и многие другие.
В отличие от консерватизма, с которым оно ассоциировалось во времена режима Франко, фламенко подверглось влиянию волны активизма, которая также встряхнула университет против репрессий режима, когда студенты университета соприкоснулись с этим искусством во время сольных концертов. Например, в Colegio Mayor de San Juan Evangelista: «Любители и профессионалы фламенко участвовали в выступлениях явно политического характера. Это был своего рода протест фламенко, обвиненный в протесте, что означало цензуру и репрессии для фламандских активистов ».
По мере того, как политический переход прогрессировал, требования были снижены, поскольку фламенко влилось в потоки глобализированного искусства. В то же время это искусство было институционализировано, пока в 2007 году Хунта де Андалусия не получила «исключительную компетенцию в вопросах знания, сохранения, исследования, обучения, продвижения и распространения».
Фламенко фьюжн
В 1970-х годах Испания дышала воздухом социальных и политических изменений, и испанское общество уже находилось под сильным влиянием различных музыкальных стилей из остальной Европы и Соединенных Штатов. Были также многочисленные кантаоры, выросшие на Антонио Майрене, Пепе Марчене и Маноло Караколе. Сочетание обоих факторов привело к революционному периоду под названием Flamenco Fusion.
Певец Росио Хурадо интернационализировал фламенко в начале 70-х годов, заменив бата-де-колу вечерними платьями. Его лицо в "Fandangos de Huelva" и в Alegrías было всемирно признано за его совершенный голос tessitura в этих жанрах. На ее концертах ее сопровождали гитаристы Энрике де Мельчор и Томатито не только на национальном уровне, но и в таких странах, как Колумбия, Венесуэла и Пуэрто-Рико.
Музыкальный представитель Хосе Антонио Пульпон сыграл решающую роль в этом слиянии, поскольку он призвал певца Агудамьентоса сотрудничать с севильской андалузской рок-группой Smash, самой революционной парой со времен Антонио Чакон и Рамона Монтойя, открывшей новый путь для фламенко. Это также способствовало творческому союзу между виртуозным гитаристом из Альхесирас Пако де Лусия и давним певцом с острова Камарон-де-ла-Исла, который дал творческий импульс фламенко, что означало его окончательный разрыв с консерватизмом Майрены. Когда оба артиста начали сольную карьеру, Камарон стал легендарным кантором своего искусства и личности с легионом последователей, в то время как Пако де Люсия изменил конфигурацию всего музыкального мира фламенко, открыв его новым влияниям, таким как бразильская музыка., Арабский джаз и внедрение новых музыкальных инструментов, таких как перуанский кахон, поперечная флейта и т. д.
Другими выдающимися исполнителями в этом процессе официального обновления фламенко были Хуан Пенья Эль Лебрихано, который сочетал фламенко с андалузской музыкой, и Энрике Моренте, который на протяжении всей своей долгой творческой карьеры колебался между пуризмом своих первых записей и скрещиванием с роком, или Ремедиос. Амайя из Трианы, культиватор уникального стиля танго из Эстремадуры, и клин чистоты в ее канте делают ее частью этой избранной группы признанных артистов.
В 2011 году этот стиль стал известен в Индии благодаря Марии дель Мар Фернандес, которая появляется в видеоклипе для презентации фильма «Ты живешь однажды» под названием «Сеньорита», фильм посмотрели более 73 миллионов зрителей.
Новое фламенко
В 1980-х годах появилось новое поколение художников фламенко, на которые уже оказали влияние Камарон, Пако де Люсия, Моренте и др. У этих художников был больший интерес к городской популярной музыке, которая в те годы обновляла испанскую музыкальную сцену, это было время Мадридской Мовиды. Среди них Пата Негра, который соединил фламенко с блюзом и роком, Кетама или La Barbería del Sur поп-музыки и кубинского вдохновения, а также Рэй Эредиа, создатель своей собственной музыкальной вселенной, в которой фламенко занимает центральное место.
В конце этого десятилетия и в течение следующего десятилетия звукозаписывающая компания Nuevos Medios выпустила многих музыкантов под лейблом Nuevo flamenco, злоупотребляя лейблом «фламенко» исключительно в коммерческих целях. Таким образом, эта деноминация объединила музыкантов, очень разных друг от друга, как интерпретаторов оркестрованного фламенко, так и рок-, поп- или кубинских музыкантов, чья единственная связь с фламенко - это сходство их вокальной техники с вокальной техникой певцов, их семейное происхождение. или их цыганское происхождение; Примерами таких случаев могут быть Розарио Флорес, дочь Лолы Флорес, или известная певица Малу, племянница Пако де Лусия и дочь Пепе де Лусия, которая, несмотря на симпатию к фламенко и сохраняющую его в своей дискографии, продолжила свой личный стиль и он остался в музыкальной индустрии благодаря своим достоинствам. В остальном они отходят от любой классической структуры фламенко, исчезнув все следы ритма, тональных режимов и мелодических структур стилей.
Однако тот факт, что многие из интерпретаторов этой новой музыки также являются известными кантаорами, в случае с Хосе Мерсе, Эль Сигала и другими, привел к тому, что все, что они исполняют, было обозначено как фламенко, хотя жанр их песен довольно сильно отличается. из классического фламенко. С другой стороны, другие современные художники, такие как группы O'Funkillo и Ojos de Brujo, следуя пути Диего Карраско, используют музыкальные стили, не относящиеся к фламенко, но соблюдая компас или метрическую структуру определенных традиционных стилей. Есть также энциклопедические певцы, такие как Аркангель, Мигель Поведа, Майте Мартин, Гильермо Кано, Матиас Лопес Эль-Мати, Марина Эредиа, Эстрелла Моренте или Мануэль Ломбо, которые, не отказываясь от художественных и экономических преимуществ фьюжн и нового фламенко, сохраняют в своих интерпретациях больший вес фламенко, задуманный в самом классическом смысле этого слова, представляет собой значительный возврат к истокам.
Вовлеченность государственных органов Испании в популяризацию фламенко растет с каждым днем. В этом смысле существует Андалузское агентство по развитию фламенко, зависящее от Министерства культуры Хунта-де-Андалусия, и в настоящее время в Херес-де-ла-Фронтера строится Город фламенко, в котором разместится Национальный центр искусства фламенко. , зависит от Министерства культуры и будет стремиться направлять и организовывать инициативы в области указанного искусства, а автономное сообщество Андалузии изучает возможность включения этого в свои планы обязательного обучения.
Еще один аспект, который следует выделить, - это постепенное включение женщин в мир фламенко. По прошествии времени, когда великолепным женским голосам разрешалось петь только наедине, появляется новое поколение артистов, которые при поддержке других «весовых» ветеранов побеждают на сцене.