История фламенко

Считается, что жанр фламенко возник в конце 18 века в городах и аграрных поселках Нижней Андалусии, выделив Херес-де-ла-Фронтера как первый письменный пережиток этого искусства, хотя практически нет данных, связанных с этими датами и проявления этого времени более характерны для школы болеро, чем для фламенко. Существуют гипотезы, указывающие на влияние на фламенко танцев с индийского субконтинента - места происхождения цыган, - например, танец катхак. Документальный фильм «Гурумбе», песни из вашей черной памяти, показывает влияние африканцев в ритмы и хореография фламенко.

История фламенко
Фото: История фламенко

Кастицизм

В 1783 году Карлос III опубликовал прагматический документ, регулирующий социальное положение цыган. Это было знаменательным событием в истории испанских цыган, которые после столетий маргинализации и преследований увидели, что их правовое положение существенно улучшилось.

После испанской войны за независимость (1808-1812) в испанской совести развилось чувство расовой гордости, которое контрастирует с французским просвещением - теллурической силой майо, архетипа индивидуализма, изящества и хастицизма. В этой среде торжествует мода каньи, потому что традиционализм видит в цыганах идеальную модель этого индивидуализма. Возникновение школ корриды в Ронде и Севилье, рост бандитизма и увлечение Андалусией, проявленное европейскими путешественниками-романтиками, постепенно сформировали андалузские манеры, которые восторжествовали при мадридском дворе.

В настоящее время есть свидетельства разногласий из-за внедрения новшеств в искусстве.

Поющие кафе

Поющие кафе были ночными заведениями, где зрители могли выпить, наслаждаясь музыкальными шоу. С ними часто случались всевозможные злоупотребления, поэтому большая часть населения жила спиной к ним.

Как опубликовал в своих мемуарах кантаор Фернандо де Триана, еще в 1842 году в Севилье было поющее кафе, которое было открыто в 1847 году под названием Los Lombardos, как и опера Верди. Однако в то время разные канты и переводчики были совершенно не связаны друг с другом. В 1881 году Сильверио Франконетти, певец с обширным репертуаром и выдающимися артистическими способностями, открыл первое в Севилье кафе певца фламенко. В кафе Сильверио кантаоры были в очень конкурентной среде, потому что сам Сильверио любил бросать вызов лучшим кантаорам, которые проходили мимо его кафе на публике.

Мода на поющие кафе позволила появиться профессиональному кантаору и послужила тиглем, в котором формировалось искусство фламенко. В них нецыган выучили цыганские песнопения, а андалузские народные песни переосмыслили в своем собственном стиле, расширив репертуар. Точно так же вкусы публики способствовали формированию жанра фламенко, объединяя его технику и тему.

Антифламенквизм поколения 98-го

Фламенко, определенное Королевской испанской академией как «любовь к искусству и обычаям фламенко», представляет собой концептуальную портновскую шкатулку, в которую, среди прочих традиционных испанских элементов, вписываются пение фламенко и любовь к корриде. Эти обычаи подверглись резкой критике со стороны поколения 98-го, все его представители были «анти-фламенко», за исключением братьев Мачадо, поскольку Мануэль и Антонио, будучи севильцами и сыновьями фольклориста Демофило, имели более сложное видение причина.

Величайшим знаменосцем антифламенкизма был мадридский писатель Эухенио Ноэль, который в молодости был воинственным кастицистом. Ноэль приписал фламенко и корриду происхождение бед Испании. По его мнению, отсутствие этих культурных проявлений в современных европейских государствах, по-видимому, привело к большему экономическому и социальному развитию. Эти соображения вызвали непреодолимый разрыв на десятилетия между фламенко и большей частью интеллигенции.

Опера фламенко

В период с 1920 по 1955 годы шоу фламенко стали проводиться на аренах для боя быков и в театрах под названием «Опера фламенко». Это название было экономической стратегией промоутеров, поскольку опера платила только 3%, а варьете - 10%. В это время шоу фламенко распространились по Испании и главным городам мира. Большой социальный и коммерческий успех, достигнутый фламенко в то время, устранил некоторые из старейших и самых трезвых стилей со сцены в пользу более легких звуков, таких как кантинья, канты туда и обратно и, прежде всего, фанданго, многие из которых являются личными. версии были созданы. Критики-пуристы критиковали эту легкость кантов, а также использование фальцета и вульгарного стиля волынщика.

В соответствии с принципами пуризма поэт Федерико Гарсиа Лорка и композитор Мануэль де Фалья в 1922 году придумали организовать конкурс канте хондо в Гранаде. Оба художника воспринимали фламенко как фольклор, а не как сценический художественный жанр; По этой причине они были обеспокоены, поскольку считали, что массовый триумф фламенко положит конец его самым чистым и глубоким корням. Чтобы исправить это, они организовали конкурс канте хондо, в котором могли участвовать только любители, и в котором были исключены праздничные канте (например, кантинья), которые Фалья и Лорка не считали хондо, а только фламенко. Возглавлял жюри Антонио Чакон, который в то время был ведущей фигурой в канте. Победителями стали Эль Тенасас, профессиональный кантор на пенсии из Морон-де-ла-Фронтера, и Мануэль Ортега, восьмилетний мальчик из Севильи, который вошел в историю фламенко как Маноло Караколь. Конкурс оказался провальным из-за скудного эха, а также потому, что Лорка и Фалья не знали, как понять профессиональный характер фламенко в то время, тщетно пытаясь добиться чистоты, которой никогда не было в искусстве. это характеризовалось мешаниной и личным новаторством его создателей. Помимо этой неудачи, с поколения 27-го, наиболее выдающимися представителями которого были андалузцы и, следовательно, они знали этот жанр не понаслышке, началось признание фламенко интеллектуалами.

В то время уже были записи фламенко, связанные с Рождеством, которые можно разделить на две группы: традиционные рождественские гимны фламенко и песни фламенко, которые адаптируют свои тексты к рождественской теме. Эти песни сохранились до сих пор, являясь пространственно репрезентативными Замбомба Хересана была объявлена Хунтой Андалусии объектом нематериального культурного интереса в декабре 2015 года.

Во время гражданской войны в Испании большое количество певцов было изгнано или погибло, защищая Республику и унижения, которым они подвергались со стороны Национальной партии: Корруко де Альхесирас, Чакончито, Эль Карбонерильо, Эль Чато де Лас Вентас, Валлехито, Рита Кантаора, Анджелилло, Геррита - вот некоторые из них. В послевоенный период и в первые годы франкизма к миру фламенко относились с подозрением, поскольку властям не было ясно, что этот жанр способствует национальному самосознанию. Однако вскоре режим принял фламенко как одно из типичных проявлений испанской культуры. Пережившие войну певцы превращаются из звезд в почти изгоев, поют для молодых людей в частных комнатах борделей в центре Севильи. где им приходится приспосабливаться к прихотям разбогатевших аристократов, солдат и бизнесменов.

Короче говоря, период оперы фламенко был временем, открытым для творчества, и это определенно составляло большую часть репертуара фламенко. Это был золотой век этого жанра с такими фигурами, как Антонио Чакон, Мануэль Вальехо, Мануэль Торре, Ла-Нинья-де-лос-Пайнес, Пепе Марчена и Маноло Караколь.

Рождение фламенкологии

Начиная с 1950-х годов начали публиковаться многочисленные антропологические и музыковедческие исследования фламенко. В 1954 году Hispavox опубликовал первую Antología del Cante Flamenco, звукозапись, которая стала большим потрясением для своего времени, с преобладанием оркестрованной канте и, как следствие, мистифицированной. В 1955 году аргентинский интеллектуал Ансельмо Гонсалес Климент опубликовал эссе под названием Flamencología, название которого он окрестил «набором знаний, техник и т. Д., Связанных с пением и танцами фламенко». Эта книга достойна изучения фламенко, применив к нему академическую методологию музыковедения, и послужила основой для последующих исследований этого жанра.

Как следствие, в 1956 году был организован I Национальный конкурс Cante Jondo de Córdoba, а в 1958 году в Херес-де-ла-Фронтера была основана первая кафедра фламенкологии, старейшее академическое учреждение, занимающееся изучением, исследованием, сохранением, продвижением и защитой искусства фламенко. . Точно так же в 1963 году кордовский поэт Рикардо Молина и севильский кантаор Антонио Майрена опубликовали «Алалимон Мундо и Формас дель Канте фламенко», ставшее обязательным справочником. В книге простым языком описывается разнообразие стилей и стилей, а также рассказывается история канте, отстаивая, что фламенко было исключительной работой цыган, которые держали его в секрете, пока не сделали его своей профессией. Точно так же в книге проводится различие между cante grande (просто цыганский) и cante chico (фламенко андалузских и колониальных народных мелодий). Таким образом, работы Молины и Майрены представили «цыганский тезис» и «нео-хондизм» как направления исследований во фламенкологии.

Долгое время постулаты Майрениста считались практически неоспоримыми, пока они не нашли ответ у других авторов, которые разработали «андалузский тезис», который защищал, что фламенко было подлинно андалузским продуктом, поскольку оно было полностью развито в этом регионе и потому что оно основные стили, заимствованные из фольклора Андалусии. Они также утверждали, что андалузские цыгане внесли решающий вклад в их формирование, подчеркивая исключительную природу фламенко среди цыганской музыки и танцев из других частей Испании и Европы. Объединение цыганских и андалузских тезисов стало сегодня наиболее популярным. Короче говоря, между 1950-ми и 1970-ми годами фламенко превратилось из простого шоу в объект изучения.

Протесты фламенко во время режима Франко

Фламенко стало одним из символов испанской национальной идентичности во время режима Франко, поскольку этот режим знал, как использовать фольклор, традиционно связанный с Андалусией, для содействия национальному единству и привлечения туристов, составляя то, что называлось национальным движением фламенко. Следовательно, фламенко долгое время считалось реакционным или ретроградным элементом. В середине 60-х и вплоть до переходного периода кантаоры, выступавшие против режима, начали появляться с использованием протестных текстов. К ним относятся: Хосе Менезе и автор текстов Франсиско Морено Гальван, Энрике Моренте, Мануэль Герена, Эль Лебрихано, Эль Кабреро, Лоле и Мануэль, Эль Пики или Луис Марин и многие другие.

В отличие от консерватизма, с которым оно ассоциировалось во времена режима Франко, фламенко подверглось влиянию волны активизма, которая также встряхнула университет против репрессий режима, когда студенты университета соприкоснулись с этим искусством во время сольных концертов. Например, в Colegio Mayor de San Juan Evangelista: «Любители и профессионалы фламенко участвовали в выступлениях явно политического характера. Это был своего рода протест фламенко, обвиненный в протесте, что означало цензуру и репрессии для фламандских активистов ».

По мере того, как политический переход прогрессировал, требования были снижены, поскольку фламенко влилось в потоки глобализированного искусства. В то же время это искусство было институционализировано, пока в 2007 году Хунта де Андалусия не получила «исключительную компетенцию в вопросах знания, сохранения, исследования, обучения, продвижения и распространения».

Фламенко фьюжн

В 1970-х годах Испания дышала воздухом социальных и политических изменений, и испанское общество уже находилось под сильным влиянием различных музыкальных стилей из остальной Европы и Соединенных Штатов. Были также многочисленные кантаоры, выросшие на Антонио Майрене, Пепе Марчене и Маноло Караколе. Сочетание обоих факторов привело к революционному периоду под названием Flamenco Fusion.

Певец Росио Хурадо интернационализировал фламенко в начале 70-х годов, заменив бата-де-колу вечерними платьями. Его лицо в "Fandangos de Huelva" и в Alegrías было всемирно признано за его совершенный голос tessitura в этих жанрах. На ее концертах ее сопровождали гитаристы Энрике де Мельчор и Томатито не только на национальном уровне, но и в таких странах, как Колумбия, Венесуэла и Пуэрто-Рико.

Музыкальный представитель Хосе Антонио Пульпон сыграл решающую роль в этом слиянии, поскольку он призвал певца Агудамьентоса сотрудничать с севильской андалузской рок-группой Smash, самой революционной парой со времен Антонио Чакон и Рамона Монтойя, открывшей новый путь для фламенко. Это также способствовало творческому союзу между виртуозным гитаристом из Альхесирас Пако де Лусия и давним певцом с острова Камарон-де-ла-Исла, который дал творческий импульс фламенко, что означало его окончательный разрыв с консерватизмом Майрены. Когда оба артиста начали сольную карьеру, Камарон стал легендарным кантором своего искусства и личности с легионом последователей, в то время как Пако де Люсия изменил конфигурацию всего музыкального мира фламенко, открыв его новым влияниям, таким как бразильская музыка., Арабский джаз и внедрение новых музыкальных инструментов, таких как перуанский кахон, поперечная флейта и т. д.

Другими выдающимися исполнителями в этом процессе официального обновления фламенко были Хуан Пенья Эль Лебрихано, который сочетал фламенко с андалузской музыкой, и Энрике Моренте, который на протяжении всей своей долгой творческой карьеры колебался между пуризмом своих первых записей и скрещиванием с роком, или Ремедиос. Амайя из Трианы, культиватор уникального стиля танго из Эстремадуры, и клин чистоты в ее канте делают ее частью этой избранной группы признанных артистов.

В 2011 году этот стиль стал известен в Индии благодаря Марии дель Мар Фернандес, которая появляется в видеоклипе для презентации фильма «Ты живешь однажды» под названием «Сеньорита», фильм посмотрели более 73 миллионов зрителей.

Новое фламенко

В 1980-х годах появилось новое поколение художников фламенко, на которые уже оказали влияние Камарон, Пако де Люсия, Моренте и др. У этих художников был больший интерес к городской популярной музыке, которая в те годы обновляла испанскую музыкальную сцену, это было время Мадридской Мовиды. Среди них Пата Негра, который соединил фламенко с блюзом и роком, Кетама или La Barbería del Sur поп-музыки и кубинского вдохновения, а также Рэй Эредиа, создатель своей собственной музыкальной вселенной, в которой фламенко занимает центральное место.

В конце этого десятилетия и в течение следующего десятилетия звукозаписывающая компания Nuevos Medios выпустила многих музыкантов под лейблом Nuevo flamenco, злоупотребляя лейблом «фламенко» исключительно в коммерческих целях. Таким образом, эта деноминация объединила музыкантов, очень разных друг от друга, как интерпретаторов оркестрованного фламенко, так и рок-, поп- или кубинских музыкантов, чья единственная связь с фламенко - это сходство их вокальной техники с вокальной техникой певцов, их семейное происхождение. или их цыганское происхождение; Примерами таких случаев могут быть Розарио Флорес, дочь Лолы Флорес, или известная певица Малу, племянница Пако де Лусия и дочь Пепе де Лусия, которая, несмотря на симпатию к фламенко и сохраняющую его в своей дискографии, продолжила свой личный стиль и он остался в музыкальной индустрии благодаря своим достоинствам. В остальном они отходят от любой классической структуры фламенко, исчезнув все следы ритма, тональных режимов и мелодических структур стилей.

Однако тот факт, что многие из интерпретаторов этой новой музыки также являются известными кантаорами, в случае с Хосе Мерсе, Эль Сигала и другими, привел к тому, что все, что они исполняют, было обозначено как фламенко, хотя жанр их песен довольно сильно отличается. из классического фламенко. С другой стороны, другие современные художники, такие как группы O'Funkillo и Ojos de Brujo, следуя пути Диего Карраско, используют музыкальные стили, не относящиеся к фламенко, но соблюдая компас или метрическую структуру определенных традиционных стилей. Есть также энциклопедические певцы, такие как Аркангель, Мигель Поведа, Майте Мартин, Гильермо Кано, Матиас Лопес Эль-Мати, Марина Эредиа, Эстрелла Моренте или Мануэль Ломбо, которые, не отказываясь от художественных и экономических преимуществ фьюжн и нового фламенко, сохраняют в своих интерпретациях больший вес фламенко, задуманный в самом классическом смысле этого слова, представляет собой значительный возврат к истокам.

Вовлеченность государственных органов Испании в популяризацию фламенко растет с каждым днем. В этом смысле существует Андалузское агентство по развитию фламенко, зависящее от Министерства культуры Хунта-де-Андалусия, и в настоящее время в Херес-де-ла-Фронтера строится Город фламенко, в котором разместится Национальный центр искусства фламенко. , зависит от Министерства культуры и будет стремиться направлять и организовывать инициативы в области указанного искусства, а автономное сообщество Андалузии изучает возможность включения этого в свои планы обязательного обучения.

Еще один аспект, который следует выделить, - это постепенное включение женщин в мир фламенко. По прошествии времени, когда великолепным женским голосам разрешалось петь только наедине, появляется новое поколение артистов, которые при поддержке других «весовых» ветеранов побеждают на сцене.

Смотрите также

Другие записи категории Музыка