Куда бы вы ни пошли, везде есть свои гиганты. У древних греков был Атлас, Титан, поддерживающий мир, и Полифем, циклоп, любивший есть людей. Скандинавская легенда описывает Хрунгнира, воинственного пьяницу, хвастающегося тем, что он может убить богов. В японском фольклоре есть они, страшные бывшие люди, предпочитающие вкус плоти смертных. А у Дж. К. Роулинг есть Хагрид, у которого сомнительный вкус к домашним животным. Однако, возможно, самым известным из гигантов является Голиаф, библейский антигерой, который, как и большинство гигантов мифологии, обманут или убит предприимчивым человеком. Но помимо простого факта о высоких людях, почему наши старые истории и мифы изобилуют гигантами? Новая археологическая теория обещает объяснить корни библейской идеи.
Любой, кто посещал синагогу или воскресную школу, знает, что Голиаф из Гефа был жившим в 10 веке до нашей эры. великан, который служил защитником древней армии филистимлян. Он был убит небольшим камнем, брошенным из рогатки пастуха (и будущего царя) Давида. Давид заменил Саула как представителя израильской армии. Голиаф был убит, и израильтяне одержали победу.
Несмотря на все усилия многих восстановить события, стоящие за этой историей, все согласны с тем, что в ее основе - самое большее - зерно истины. Итак, если не было эпической дуэли, то откуда взялась мифология Голиафа? Новая статья, опубликованная в «Журнале библейской литературы» профессором Ареном Мейром, директором археологического проекта Телль-эс-Сафи / Гат, пытается разгадать эту тайну.
Археологический проект Майера изучает самобытную архитектуру Тель-эс-Сафи или Гата, традиционного дома Голиафа. Впервые это место было заселено где-то в конце доисторического периода около 5000 г. до н. Э. и был постоянно заселен в течение приблизительно 7000 лет, пока палестинские арабские жители этого места не были изгнаны во время арабо-израильской войны 1948 года. Он расположен на полпути между Иерусалимом и Ашкелоном и является одним из пяти филистимских городов, упомянутых в Библии.
Что отличает Гат, так это его крупномасштабные здания. Майер сказал The Daily Beast, что «в различных частях объекта, включая укрепления, различные здания и даже за его пределами, мы видим относительно большое количество больших обработанных каменных блоков, используемых в архитектуре». По словам Майера, огромная архитектура была «заметна на протяжении веков» даже после того, как город был разрушен в IX веке до нашей эры. царя Азаила. По словам Мейера, масштаб города «несколько отличается» от того, что мы видим в других местах древнего Израиля. Мейер предполагает, что те, кто видел и исследовал руины Гата спустя много времени после его разрушения, вполне могли предположить, что в разрушенном городе когда-то жили гиганты. Для перемещения больших каменных блоков требуется гораздо больше усилий, чем для перемещения маленьких. Кто еще, кроме гигантов, мог бы сделать такое? Это предположение, в свою очередь, «способствовало появлению историй» о Голиафе и других гигантах из Гефа.
Идея о том, что архитектурный стиль лег в основу древних теорий о физиологии людей, живущих в том или ином месте, не отличается от принципов, лежащих в основе современных археологических методов. Та же самая гипотеза использовалась для объяснения мифов о циклопах у древних греков. Это тоже не современная теория. Энциклопедист Плиний писал в своей «Естественной истории», что циклопы были изобретателями каменных башен, найденных в Греции, и что термин «циклопическая каменная кладка» продолжает использоваться в современной археологии.
Однако мифология гигантов была идеологически важна для последующих поколений древних израильтян. Майер утверждает, что в более поздний железный век, когда израильтяне беспокоились о военной мощи Ассирийской империи, гиганты прошлого были переосмыслены как политические гиганты настоящего. Громадность ассирийского могущества означала, что Голиаф был «привязан» к новой угрозе ассирийского могущества. «Точно так же, как ассирийцы были главной угрозой в позднем железном веке, - сказал Майер, - возможно, образ сражения с гигантом (Голиафом) был перенесен на образ сражения с другим гигантом (Ассирия)».
Конечно, описание иностранных держав и их лидеров как монстров встречается в других местах Библии. И в книгах Даниила, и в Откровении изображение монстров используется для описания иностранных правителей и сил. То же самое происходит в американской истории. Джон Куинси Адамс использовал ту же идею об иностранных монстрах, когда он сказал в обращении 1821 года, что Америка не «отправляется на поиски монстров для уничтожения». Заявления Адамса не разовые; практика ассоциирования реальных иностранных военных угроз с мифическими или культурными монстрами - это особенность пропаганды. Те, кто колонизировал новый мир в 17 веке, распространяли слухи о том, что жители Северной Атлантики были каннибалами, чтобы внушить страх и оправдать жестокое обращение. Пропаганда, опубликованная на плакатах во время Первой мировой войны, побуждала американских мужчин поступать в армию, изображая кайзера усатым обезьяноподобным чудовищем, угрожающим США. обезьяна похищает леди Свободу, что послужило вдохновением для фильма 1933 года «Кинг-Конг».
Были ли гиганты Гата Кинг-Конгом своего времени? Возможно, но есть и другие библейские гиганты, такие как наблюдатели, упомянутые в Бытие 6: 1-6, чье происхождение, кажется, лежит в более прозаическом явлении: высокие люди. Учитывая, что наследственные черты часто бывают локальными, кажется правдоподобным, что по крайней мере некоторые мифы о гигантах были связаны со встречами с группами, члены которых были просто выше среднего. Однако в случае Гата небылицы о гигантах могли быть основаны не более чем на архитектурном стиле.