В ста километрах к юго-востоку от Москвы, при падении Москвы-реки к Оке, стоит древнерусский город Коломна. Впервые упоминается в летописях 12 века. В 1301 году Коломна стала первым из крупных городов России, объединившихся в Московское княжество, повернув свой южный щит. Город неоднократно сжигался татарами, но каменный Коломенский кремль, построенный в начале 16 века, никогда не был взят штурмом. Сегодня в городе насчитывается более четырехсот памятников истории и архитектуры федерального и регионального значения.
Железнодорожная ветка Москва - Рязань Московской железной дороги проходит через Коломну. Как ни странно, главный железнодорожный вокзал Коломны называется Голутвин. Вот тогда главный городской транспортный узел.
Когда туристы приезжают в Коломну, большинство из них выходят из поезда на конечной станции, называемой Голутвин, и затем они используют общественный транспорт, чтобы добраться до своего основного пункта назначения - Кремля из Коломны. Но мы предлагаем вам более интересный вариант: выйти на платформу Коломна, то есть одну остановку до Голутвина, и доехать до Кремля пешком через Старый город. Этот маршрут легко получить, поскольку все электропоезда, курсирующие между Москвой, Голутвином и Рязанью, останавливаются на остановке на платформе «Коломна», кроме скоростных поездов Москва-Рязань.
Платформа "Коломна"
История платформы "Коломна" довольно интересная. Когда в 60-х годах 19-го века Саратовское железнодорожное общество начало строительство железнодорожной ветки между Москвой и Рязанью, городские власти взимали слишком большую плату за участок земли для возведения станции в черте города. Поэтому Коломенский вокзал был построен в трех километрах за Коломной, в селе Боброво.
Добраться оттуда до центра Коломны было очень неудобно, а недовольные пассажиры обстреливали железнодорожную администрацию с просьбами сделать остановку ближе к центру города. В результате они решили сами брать с пассажиров плату за строительство новой остановки. Они увеличили стоимость билетов, и эти деньги были потрачены на строительство платформы Ново-Коломна. Вокзал в селе Боброво получил название Старо-Коломенское (Старая Коломна).
Для тех пассажиров, которые сели или вышли на станцию Ново-Коломна, цена билета была намного выше, хотя станция расположена ближе к Москве. Такая ситуация существовала до 1897 года, когда станция Старо-Коломна была переименована в Голутвин после Монастыря Голутвина, а станция Ново-Коломна стала просто Коломной.
В 20-м веке город Коломна развивался в основном вокруг станции Голутвин: здесь были построены новые заводы и жилые кварталы. А станция Коломна оказалась рядом со старым городом и Кремлем. Итак, мы начинаем наш маршрут отсюда.
Если вы хотите пропустить прогулку по старому городу, вы можете сесть на трамвай номер девять и добраться прямо до Кремля. Трамвайное кольцо находится прямо возле здания вокзала. Путешествие на трамвае - настоящий туристический эксклюзив, потому что Коломна - единственный из десятков городов Подмосковья, где работает этот вид транспорта.
Ну, мы начинаем наш тур по Старой Коломне. Расстояние между платформой «Коломна» и Коломенским кремлем составляет около 1,5 километров, а в неспешном темпе - около получаса. Сразу за трамвайным кольцом нужно повернуть направо и ехать по Полянской улице.
Молочная площадь и Пастильная фабрика-музей
Полянская улица привела нас к Молочной площади. Коломенские жители называют его площадью пяти углов. И действительно, здесь встречаются пять улиц Старой Коломны: это Полянская, Уманская, улица Пушкина (бывшая Пятницкая), Арбатская улица и переулок Артиллеристов (бывшая Мещаниновская улица, где находились самые богатые имения города).
В 19 веке на Молочной площади был большой рынок. Крестьяне из соседних деревень приезжали сюда, чтобы продавать сельскохозяйственную продукцию. Взамен они покупали городскую продукцию: кузницу, шелк, знаменитую коломенскую пастилку и многое другое.
В центре площади находится трехметровая чугунная водопроводная труба, одна из восьми, подаренная известной филантропической купчей Марией Шевлягиной. Благодаря ей первая артезианская водопроводная труба появилась в Коломне в 1902 году. До этого горожане брали воду прямо из Москвы-реки. Эти стояки назывались "шевлягин бассейкс". «Бассейны» функционировали в городе до начала 1960-х годов, затем их демонтировали. Теперь вы можете увидеть реконструкцию такой старой водосточной трубы на площади. Интересно, что эксплуатация Коломенского артезианского водопровода стоила десять тысяч рублей в год, из которых восемь оплачивала Мария Шевлягина. Неудивительно, что в 2017 году благодарные потомки переименовали Молочную площадь в площадь Марии Шевлягиной.
В южной части площади, куда входит улица, через которую мы сюда пришли, возможно, самая известная после Кремля достопримечательность Коломны - Пастильная фабрика-музей. И не смущайтесь тем фактом, что он расположен в неприхотливом деревянном одноэтажном здании: внутри вы встретите настоящие сокровища!
Здесь воссоздали производство яблочной пастилки по старинным рецептам. Кроме того, фабрика-музей находится в том же здании, где с 1852 по 1918 год работал знаменитый всероссийский кондитерский завод Петра Чуприкова. В его состав входили не только производственные цеха, но и собственный яблоневый сад, хранилище фруктов и даже общежитие для работников.
Современное оборудование возрожденной фабрики выполнено по сохранившимся оригинальным чертежам. Во время театральной экскурсии посетители музея могут увидеть изготовление пастилок и попробовать готовый продукт в конце процесса. В фирменном магазине вы можете купить свежеприготовленную пастилку и насладиться ее вкусом, прогуливаясь по улице Арбат до следующего перекрестка с Посадской, где мы столкнемся с целой коллекцией достопримечательностей.
Пригородная церковь Святого Николая (Николай в Посаде)
Как только мы достигаем перекрестка улиц Арбат и Посад, первое, что привлекает наше внимание, - это храм трансцендентной красоты, стоящий прямо перед собой. Воскресенская церковь в Посаде или Никольская Посадская церковь. Построенный в начале 18 века в стиле московского или русского резного убранства, это, пожалуй, самая красивая церковь в Коломне. И его архитектурная обработка не имеет аналогов по всей России. Церковь увенчана холмом миниатюрных арок, называемых «кокошниками» (щипцами), в количестве ровно сто пять.
Рядом с церковью Святого Николая в Посаде находится небольшая площадь в плане застройки. Это остатки колокольни с навесом, которая не менее красива, чем церковь. У него даже было собственное имя - «Сорокозвон». Но в 30-х годах 20-го века церковь была закрыта, а колокольня была демонтирована. Сейчас святитель Николай в Посаде находится под властью старообрядческой общины Коломны. К сожалению, старообрядцы против посещения их церкви незнакомцами, поэтому нам придется ограничиться только восхищением извне.
Далее поедем на улицу Арбат, к дому № 7, где с 1917 по 1924 год жил известный русский писатель Борис Пильняк.
Улица Арбат в Коломне
Борис Пильняк, который жил возле храма, писал: «Я сидел в Коломне, у Николая в Посаде, в хижине с пятью окнами, в комнате с книгами, за столом напротив окна, откуда я мог видеть Николая. " Работы и письма друзьям, созданные в этом доме, Пильняк использовал для подписи: «Коломна, в Посаде».
В 1924 году писатель переехал в Москву и в течение десяти лет был одним из самых популярных и публикуемых советских писателей. Однако осенью 1937 года он был арестован, а через шесть месяцев он был казнен по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Он действительно путешествовал по Японии и писал об этом в своей книге «Корни японского солнца». Но обвинения в шпионаже, конечно, были ложными.
У Бориса Пильняка были отношения с Анной Ахматовой, однажды он даже предложил ее ... 16 июля 1936 года, когда Пильняк уже жил в Москве, Ахматова приехала в Коломну, чтобы найти дом, где когда-то жил писатель. Она не нашла дом, но до сегодняшнего дня на улице Арбат, около дома № 13, сохранилась «скамья Ахматовой». Мы знаем, что она сидела в тот день, ее сфотографировал поэт Лев Горнунг, который пришел с ней. Об этом рассказывает мемориальная доска с этой фотографией и стихами поэтессы. Хотя Ахматова провела в Коломне всего один день, она написала цикл из двадцати стихотворений из коломенских впечатлений.
Если мы пойдем чуть дальше по улице Арбат, мы попадем на берега Москвы-реки. Здесь находится гостиница «40-й Меридиан Арбат», а рядом с ней есть хит. По пятницам, субботам и воскресеньям летом отсюда начинается крейсер, который идет по Москве-реке и Оке.
Но наш пункт назначения - Коломенский кремль, поэтому мы возвращаемся на Посадскую улицу, где есть еще один музей коломенской пастилки с уютным кафе во дворе, расположенный в бывшем имении купцов Сурановых.
На стене музея стоит табличка с надписью, что это «типичная купеческая усадьба-замок, которую современники сравнивали с крепостью, но ограждали забором и воротами вместо рва и подъемного моста».
Внутри усадьбы были не только жилые и бытовые помещения, но и два небольших завода: для производства свечей и мыла. В настоящее время администрация города планирует создать в этом особняке историческую гостиницу в формате «реальной жизни», где каждый сможет окунуться в жизнь посада 19-го века и погрузиться в повседневную жизнь того времени.
Двигаясь по Посадской улице в направлении Кремля, проезжаем мимо двух интересных заведений: Музея возрожденных промыслов "Коломянка" и Дома Посадских промыслов с действующей кузницей. Через двести метров улица Посадская постепенно перейдет на улицу Пушкина, что приведет нас к главной цели нашей экскурсии - Коломенскому кремлю (подробнее о нем читайте в отдельной статье нашего путеводителя).
Музей трамвая
Этот небольшой, но очень интересный, как утверждают многие посетители, музей находится на улице Дмитрия Донского, 15, прямо напротив собора Возрождения церкви во имя Воскресения Христова. Экспозиция музея насчитывает около четырехсот моделей трамваев разных стран и времен.
Владелец музея Андрей Мясников собирал свою коллекцию за 30 лет. Он лично проводит экскурсии по музею, рассказывая невероятные и удивительные факты из истории трамваев. Вы узнаете, что Коломна - родина трамвая, потому что здесь был построен первый электрический трамвай в России, и что Коломна - единственный город в Подмосковье, где ходят трамваи.
Коломенский трамвай относительно молодой, он начал функционировать после войны, а в 2018 году ему исполнилось 70 лет. Жители Коломны очень гордятся своим трамваем, тем более что городские власти находят способ не только сохранить этот транспорт, исчезнувший с улиц многих городов, но и построить трамвайные линии. Сейчас его длина превышает 40 километров с 10 различными маршрутами. По некоторым оценкам, каждый день коломенский трамвай перевозит до 100 тысяч пассажиров. И это несмотря на то, что население Коломны составляет всего 144 тысячи человек.
Краеведческий музей, история и экономика
Коломенский краеведческий музей находится всего в одном квартале от Соборной площади. Рядом с ним находится небольшая выставка военной техники, относящейся к Великой Отечественной войне. Также здесь можно увидеть знаменитую гвардейскую многоразовую ракетную установку "Катюша" и пару орудий. Музей открыт с 10.30 до 16.30, понедельник и вторник - выходные дни.
Музей был открыт в 1932 году и первоначально размещался в одной из кремлевских башен, а затем в Михайловской церкви, расположенной рядом с Кремлем. Здание, рядом с которым мы сейчас стоим, было обустроено коломенскими краеведами совсем недавно, в 2008 году.
Здесь можно увидеть следы динозавров из коломенского карьера «Пески»; игрушка из глины восьмилетнего ребенка, который жил в Коломне в эпоху бронзового века; много других археологических находок и старых фотографий.
Мало кто знает, что металлические детали для Дворцового и Литейного (Литейного) мостов через Неву в Петербурге были созданы на Коломенском строительном металлургическом заводе военного инженера Аманды Струве. Структурные чертежи этих сооружений также являются музейными экспонатами.
Особый интерес у посетителей вызывает прототип магнитофона, аппарат «Говорящая бумага». Непосредственно перед войной их производство началось на Коломенском заводе по производству портативных граммофонов. Первая партия «Говорящей бумаги» была доставлена в московские магазины весной 1941 года. Правда, они были очень дорогими. Одно такое устройство стоило 572 рубля, что почти вдвое превышало среднемесячную зарплату обычного москвича. Кроме того, началась война, и производство первых советских магнитофонов пришлось закрыть.
Если у вас есть дополнительный час, мы советуем вам посетить Коломенский краеведческий музей с экскурсией. Вы много узнаете о Коломенской земле. В 2012 году Коломенский краеведческий музей был включен в Национальный реестр «Ведущие культурные учреждения России».
После посещения Краеведческого музея мы пойдем немного дальше по улице Лажечникова и через один квартал повернем налево, в Музей органической культуры.
Музей органической культуры
Органический стиль в русском авангарде 20-го века подразумевал композицию человека и природы, требующую от художника восприятия мира как органического единства. Ключевыми фигурами этого направления были художник и поэтесса Елена Гуро, а также художник, музыкант и теоретик искусства Михаил Матюшин.
В 1918–1926 годах Матюшин был профессором Петербургской Академии художеств, руководил мастерской «Пространственная актуальность», в то же время руководил органическим отделом Национального института искусств, который возглавлял его друг Казимир Малевич. В экспозиции музея представлены разнообразные картины этих художников, а также работы их последователей середины 20-го века. Помимо искусствоведов и культурологов, монахини соседнего Ново-Голутвинского монастыря также принимали участие в создании Музея органической культуры.
Увлекательные инсталляции современных художников: экспозиционные залы «Арт-холодильник», «Большой и Малый купола», арт-объект «Габаритные колокола», надувные сооружения для отдыха и медитации «Червяк» представлены во дворе музея.
Музеи фотографии и традиций, также расположенные на территории Кремля, являются ответвлениями Музея органической культуры. И теперь, прогуливаясь по улице Казакова, мы возвращаемся на улицу Лажечникова и добираемся до стен Брусенского монастыря.
Направляясь прямо за монастырь, мы входим в Коломенский кремль через Михайловские ворота и оказываемся перед памятником Дмитрию Донскому.
Памятник Дмитрию Донскому
Арочные Михайловские ворота, которые мы использовали для выхода из Кремля, названы в честь церкви Архангела Михаила, расположенной прямо через дорогу. Бревенчатая церковь Михаила существовала в этом самом месте еще в 14 веке, во времена Дмитрия Донского, но недавнее здание, построенное в стиле классицизма, было построено в начале 19 века. В годы советской власти в этой крупнейшей коломенской церкви размещался городской краеведческий музей. Улица Октябрьской революции, лежащая между Михайловской церковью и Кремлем, первоначально носила название Большой Московской улицы, позже была переименована в Астраханскую, а затем в Красную, закрепив свое недавнее название в 1921 году в связи с празднованием 4-й годовщины. Октябрьской революции.
Между тем мы можем созерцать памятник Дону Дмитрию. Он был установлен 22 мая 2007 года во время фестиваля славянской культуры и литературы, проходившего в Коломне, сразу с памятником Кириллу и Мефодию, который мы уже видели на Соборной площади. Автором памятника является выдающийся московский скульптор Александр Рукавишников, создатель многих памятников в Москве, среди которых посвящены: Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище, Федору Достоевскому перед Российской государственной библиотекой, Сергею Михалкову на улице Поварской Юрий Никулин возле одноименного цирка, Михаил Шолохов, Муслим Магомаев, Мстислав Ростропович и многие другие деятели культуры.
Не случайно, конечно, памятник Дмитрию Донскому был установлен у стен Коломенского кремля. Именно здесь, в Коломне, московский князь установил свой военный штаб для встречи своих войск. Отсюда армия перешла к Куликовской битве, где разбилась армия монголо-татар, спасая земли России от нового вторжения.
Дмитрий Донский лично участвовал в этой битве, одетый как обычный солдат, получивший тяжелую рану. Вот как рассказывает хроника: «Все выжившие воины собрались после окончания битвы, но там не было великого князя Дмитрия ... Толпа разошлась по полю битвы в поисках его среди тел ... В конце концов его нашли два солдата, с трудом размножается, прижимаясь к земле кистями большого упавшего дерева ... Через некоторое время Дмитрий пришел в сознание, но не смог правильно распознать, кто к нему обращается, его доспехи были повреждены, ему посчастливилось избежать смертельной раны ». Хроника рассказывает нам далее, что «когда великий князь приказал пересчитать воинов, оставшихся после битвы. Результаты показали, что из четырехсот тысяч, которые участвовали в битве, только сорок тысяч остались живы. В России была большая радость, - рассказывает рассказчик, - но вместе с горя за убитых Мамаем на Дону».
Маринкина башня
Рядом с памятником Дмитрию Донскому находится самая выдающаяся башня Кремина - Коломенская башня, другое название - Круглая, дублированная местными жителями Маринкина. Башня с прилегающими к ней стенами была возведена в начале 16 века. Последняя реконструкция произошла в 1980-х годах.
Башня была оплотом, охранявшим дорогу Москва-Рязань, одну из самых древних дорог в истории российского государства, в ней было восемь ярусов позиционирования с 27 оконными проемами. Это самая высокая из всех сохранившихся кремлевских башен, ее высота 31 метр, диаметр - 13 метров, толщина стен варьируется от 4 метров в подвале до 3 метров наверху.
Имя Маринкина было введено в связи с именем польской авантюристки Марины Мнишек, которая была замужем последовательно за Ложным Первым и Вторым. После их смерти Мнишек в сопровождении своего трехлетнего сына и ее нового миньона, атамана дона Ивана Заруцкого, проживал в Кремле как коронованная русская королева. После того, как милицейские войска Минина и Пожарского отвели Москву от польских войск, Мнишек бежал в Астрахань, преследуемый московскими солдатами, которые наконец захватили ее там, казнив и ее сына, и Заруцкого. Фактически, ее судьба остается неизвестной, хотя, согласно легенде, она была заключена в тюрьму в этой самой башне, но затем она превратилась в ворону и улетела из окна башни. В другом сообщении говорится, что она была освобождена от башни, но только для продажи в гарем турецкого султана. Российские послы в Польше официально сообщили, что Мнишек «умер в отчаянии за свою свободу». С тех пор среди жителей Коломны ходят местные слухи о том, что Марине удалось объединить бесчисленные сокровища, вывезенные контрабандой из Московского Кремля, в одну. из башенных стен.
Огромный каток «Коломна», крупнейший в своем роде в России, выходит на берег реки Коломенки, где она впадает в реку Москву возле Маринкинской башни. В комплексе часто проходили национальные соревнования России по конькобежному спорту, чемпионат Европы по конькобежному спорту 2008 года, а также три этапа Кубка мира.
Рядом со зданием конькобежного комплекса, на другой стороне улицы Лазарева, в крошечной комнате бывшей станции водоснабжения или, как написано на входной табличке «бывшего резервуара чистой воды», есть очень необычный музей ЖКХ. Это можно легко определить по круглому зданию из красного кирпича, украшенному небольшой башней с флагом. Здание оборудовано цилиндрическим бетонным резервуаром диаметром 10 метров и высотой шесть метров, который использовался для хранения питьевой воды из артезианских скважин. Здесь можно увидеть панорамное изображение Старой Коломны начала XX века.
Рядом с музеем ЖКХ установлен памятник подкове Коломны. Это любимое место для фотографий оригинальных любителей городской скульптуры.
Особняк Лажечникова
Остановимся на углу Ивановской улицы. Мы перед особняком, который принадлежал купцу Илье Лажечникову, деду известного русского писателя Ивана Лажечникова, который провел свое детство в этом особняке. Две его наиболее выдающиеся работы - «Последний молодой придворный» и «Ледяной дом» - которые были опубликованы в 30-х годах 19-го века, позволяют считать его основоположником русской исторической романистики. В своем автобиографическом рассказе «Белые, черные и серые» Иван Лажечников описывает этот особняк, город Коломну в конце 18 - начале 19 веков, а также первые впечатления о городе своего детства.
В 1812 году владелец особняка был изменен и долгое время превращался в закусочную с гостиницей. В советское время его оставили в полном запустении. Теперь он восстановлен, музей писателя функционирует, представляет экспозицию вещей того времени и небольшую коллекцию предметов быта.
Чтобы добраться до следующего места нашего тура, площади Двух Революций, мы возьмем подземный переход, единственный существующий в Коломне.
Площадь двух революций
Архитектурной доминантой бывшей площади Базар, ныне площади Двух Революций, является желтая пятиъярусная колокольня церкви Святого Иоанна. Это одно из самых высоких зданий города с его высотой 67 метров. Нынешнее здание церкви, построенное в стиле классицизма, восходит к середине 19 века. В церкви хранится уникальная каменная барельефная икона XVI века - «Богоматерь с Младенцем Христом и предстоящим Иоанном Богословом». Есть ансамбль Рядом с Церковью, ансамбль торговых киосков. Они принадлежали церкви в 19 веке и были сданы в аренду местным купцам.
Северная часть площади примыкает к кремлевской стене, украшенной картинами современных художников: «Атака монголо-татар на бревно Коломенского кремля» и «Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на подвиг».
На другой стороне площади находится обязательный памятник Ленину, установленный в 1926 году по проекту известного советского скульптора-монумента Сергея Меркурова. Он был автором многочисленных памятников Ленину и Сталину, а также главным советским специалистом по посмертным маскам. Он создал посмертные маски Ленина, Маяковского, Горького, Дзержинского, Эйзенштейна и более трехсот других лидеров партии и государства, деятелей культуры, науки и искусства.
Музей Венички Ерофеева
На углу улицы Октябрьской революции и площади двух революций находится, пожалуй, самый необычный музей в городе. Его официальное название - Музей коммунальной жизни и арт-резиденция современных художников и писателей «Арт-сообщество». Но это больше известно под названием «Музей Венички Ерофеева».
Экспозиция музея иллюстрирует советскую Коломну 1960-х годов хрущевской оттепели. Но как это связано с Веничкой Ерофеевым? Ведь бессмертный герой путешествовал на электричке из Москвы в обратном направлении.
Дело в том, что будущий автор популярного стихотворения «Москва-Петушки», тогда исключенного из Коломенского педагогического института, работал грузчиком в местном продуктовом магазине «Огонек», который занимал именно это здание. В его витрине были выставлены игрушечные фигурки трех поросят, поэтому местные жители окрестили магазин «Три поросенка».
Открытие музея-резиденции, созданного в бывшем продуктовом магазине, состоялось 1 декабря 2011 года и было приурочено к дню печально известного визита Никиты Хрущева на знаменитую выставку художников-авангардистов в Манеже в Москве 1 декабря. 1962, после чего последовали гонения на современных художников и их произведения.
В резиденции, используя принцип ротации, живут современные художники и писатели из России и Европы, создавая здесь свои произведения. А для простых посетителей здесь открыт музей, в основе которого лежит реконструированная коммунальная квартира, наполненная разнообразными артефактами той эпохи. На общей кухне вы можете попробовать традиционные советские блюда и напитки: колбаски с горохом, индийский чай «со слоном» и другие «деликатесы».
Во дворе музея вы можете попробовать популярные советские подвижные игры: домино или лото. А в выставочном зале «Арт Сообщество» выставлены работы арт-резидентов. Также вы можете принять участие в одном из квестов в компании жителей этого необычного коммунала, чтобы проверить свои силы и проверить, сможете ли вы выжить на коммунальной кухне 60-х годов.
Кузнечная слобода
Музей кузнечного искусства и ремесел "Кузнечная слобода" расположен на Гражданской улице, которая проходит параллельно улице Октябрьской революции. Изначально это было просто заброшенное здание. И тогда, благодаря усилиям и преданности местного жителя Ильи Лебедева, это место стало одним из самых интересных музеев в Коломне.
Экспозиция музея состоит из более чем семи тысяч экспонатов - кованых, литых и деревянных изделий разных эпох, некоторые были изготовлены владельцем, а другие были собраны в окрестных селах. В музее вы можете познакомиться с рабочим местом деревенского кузнеца, увидеть оружие и военные доспехи прошлых веков, аксессуары для рыбалки и охоты, предметы быта, а также узнать, как на них строили хижины и обрабатывать рельеф, что Из чего состоит конская упряжь и многое другое о жизни наших предков.
Серпы и косы, плуги и колтеры, бороны и мотыги, щипцы для чугуна, дверные петли и крючки, замки и дверные ручки, щипцы, рогатины и мечи, кольчуги и шлемы, топоры и кисточки, наконечники стрел и копья ... Это все в доме. А внешние особенности экспозиции: заслонки печей, сами печи, сундуки, сани, ступы, фонари, прялки, сеялки, ветрянки и сотни предметов, для которых современный человек даже не знает названий.
Чтобы продолжить экскурсию, нам нужно вернуться на улицу Октябрьской революции и пройтись по направлению к Советской площади и отелю «Коломна». В этой части пути интересно отметить, как старая Коломна превращается в новый современный город.
Переулок Памяти и Военный Зал Славы
Справа остается Советская площадь, а слева находится следующая площадка нашей программы - Мемориальный парк: красивое и торжественное место одновременно. На территории Мемориального парка находится Аллея воинской славы с бюстами жителей Коломны - героев Советского Союза, погибших в годы Великой Отечественной войны. Из 22 тысяч жителей, вышедших на фронты, менее половины вернулись домой. В конце Аллеи находится небольшая, но красивая кирпичная церковь Петра и Павла, построенная в конце 18 века. Рядом с ним находятся памятники жертвам репрессий, радиационных аварий и катастроф.
В центральной части парка, возле места массового захоронения воинов, погибших в Великой Отечественной войне, горит «Вечный огонь». Недалеко находится еще один памятник, посвященный воинам-коломенцам, погибшим в наше время в локальных конфликтах.
В южной части парка находится живописное здание Военного Зала Славы с фасадом из красного стекла. Рядом со входом демонстрируются три огромные тактические ракеты и впечатляющая гусеничная гаубица, установленная на постаменте. Выставка знакомит нас с военной историей Коломны от средневековья до наших дней, а также с историей города за линией фронта. Здесь представлены точные копии боевой техники в бою, которая использовалась в Красной Армии в 1941-1945 годах, а также образцы более старого оружия: пулемет «Максим» образца 1910 года, Наган и револьверы начала 20-го века , Из раритетов можно отметить метатель лопаты, разработанный Коломенским инженерно-строительным бюро накануне войны. Метатель лопаточных мин не получил широкого распространения, но благодаря своим размерам и характеристикам он был востребован в воздушно-десантных войсках. Музей открыт с 10:00 до 16:00, понедельник и вторник - выходные дни.
Из Военного Зала Славы мы можем сесть на трамвай до платформы Коломны, где мы начали наш тур, или до железнодорожной станции Голутвин, где находится автобусная станция Коломны, рынок, множество магазинов и кафе, а также а также торгово-развлекательный центр. Здесь вы можете отдохнуть и поужинать перед возвращением в Москву.
Вы также можете посетить вторую железнодорожную станцию Коломна - станция Голутвин. От железнодорожной станции всего несколько минут на автобусе № 3, 5, 6, 11 или такси-минивэнах с такими же номерами.
Станция Голутвин
Как мы уже говорили в начале нашей прогулки, железнодорожная станция Голутвин является главным транспортным узлом Коломны и конечной остановкой маршрута Москва - Коломна. Это была первая железнодорожная станция в Коломне, построенная в 1862 году. Станция была названа в честь мужского Богоявленского Старо-Голутвинского монастыря, который находится неподалеку.
В центре привокзальной площади Восстания находится странное футуристическое сооружение, окруженное барельефами. Это памятник жертвам карательной экспедиции Римана, созданной в 1978 году. Полковник Риман был человеком, который фактически приказал солдатам стрелять по безоружной толпе на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге в кровавое воскресенье 9 января 1905 года. Возглавляя отряд солдат, он также участвовал в казнях революционных рабочих в селах, расположенных вдоль ветки железной дороги Москва - Рязань.
Владимир Гиляровский, автор книги «Карательная экспедиция Римана», по свидетельствам очевидцев тех событий, описывающих расстрелы в Коломне, мог только написать: «Ужас был в Голутвине!». Только на станции 26 человек были расстреляны без каких-либо испытаний или расследований. Большинство из них были сотрудники Коломенского завода, который расположен на другой стороне железнодорожных путей.
Мы можем не пропустить Коломенский завод, один из старейших в России и один из крупнейших в мире. Сегодня его называют Коломенским тепловозостроительным заводом имени Куйбышева.
Завод был основан в середине 19 века братьями Амандом и Густавом Струве. Первоначально она производила мостовые конструкции для системы железных дорог, а затем перешла на производство паровозов, вагонов и речных судов. Завод построил первый в России трехосный паровоз, первое в мире дизельное судно и первый в мире серийный тепловоз.
Продукция фабрики была удостоена высших наград на выставке Universselle в Париже в 1900 году и на всемирной выставке в Милане в 1906 году. В 1930-х годах фабрика производила знаменитые подводные лодки «Щука», прославившиеся в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод ремонтировал танки, строил бронепоезда и производил боеприпасы. Сегодня завод производит не только локомотивы и электровозы, но и дизель-генераторы для электростанций, тяжелых грузовиков, кораблей и локомотивов.