Данилов с 1777 является городом в Ярославской области России. Железнодорожная станция Северной железной дороги. Образует одноименное муниципальное образование городское поселение Данилов как единственный населенный пункт в его составе.
Расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины на обоих берегах небольшой реки Пеленги, в непосредственной близости от её истока. Находится в 351 километре к северо-востоку от Москвы.
Данилов находится в зоне умеренно континентального климата.
История
Впервые село Даниловское упоминается в документах середины XV века. Так, из жалованной грамоты великого князя Василия II от 20 марта 1457 года следует, что село с окрестными пустошами (пахотными землями) принадлежало митрополиту всея Руси Ионе Московскому.
Вскоре, уже при правлении Ивана III село меняет хозяина. В результате обмена оно переходит московскому воеводе Ивану Дмитриевичу Руно. В 1592 году упоминается как Даниловская слобода в рукописи «Книга, глаголемая росискихь святыхь».
Всё чаще имя Данилова как Даниловского села или Даниловской слободы начинает упоминаться в документах с первой половины XVII века, в эпоху Смутного времени. В 1607 году один из польских отрядов под руководством литовского шляхтича Александра Лисовского подошёл к Даниловской слободе, начал грабить население, жечь дома и постройки в близлежащих селениях, убивать жителей. Тогда даниловцы организовали ополчение под руководством боярина Фёдора Шереметева.
В конце XVII века Даниловское село становится крупным населённым пунктом с рынками и тюрьмами.
При Петре I в слободе был конный завод, поставлявший лошадей для армии. В 1713 году взамен старой деревянной церкви был построен каменный Смоленский собор (разобран в 1940-х годах). Поселение считалось дворцовым селом Даниловым, а дворцовая Даниловская волость была причислена к Любимскому уезду Костромской провинции.
В 1777 году при учреждении Ярославских наместничества и губернии Даниловская слобода преобразована в уездный город Данилов (официально — 3 августа 1777 года). Открытие города и присутственных мест состоялось 30 декабря 1777 года. Город располагался (и располагается) на большой дороге, ведущей из Москвы и Ярославля в Вологду и Архангельск, в нем бывал еженедельный торг. Население насчитывало 1290 человек, занимавшихся по большей части торговлей и ремеслом. Было 278 домов, в том числе четыре каменных. В поселении действовало несколько кустарных мастерских, медно-самоварный завод с 35 работниками, два воскобойных предприятия, три свечных, три крашенинных. Имелось два приходских училища, которые ежегодно выпускали по 35-40 человек, три церкви, две из которых деревянные.
В 1870 году был утвержден проект на постройку Ярославско-Вологодской узкоколейной железной дороги (позднее перестроена в ширококолейную), которую по прошению горожан и местных властей провели около самого города на непригодной для возделывания земле под названием «Козье болото». 29 января 1870 года началось строительство здания вокзала: деревянного с маленьким залом ожидания и керосиновым освещением. В январе 1872 года открылось пассажирское движение от Данилова до Ярославля, а в июне — от Данилова до Вологды. По дороге ежедневно проезжало более 300 человек. Пассажирский состав от Данилова до ярославской станции Урочь шел около 4 часов.
В 1873 году в городе было 14 трактиров и 36 кабаков. Имелось 20 керосиновых фонарей, 2 мощёные камнем улицы. На базарной площади был выстроен большой каменный корпус для лавок. Местом прогулок горожан служили аллеи вокруг Преображенского пруда, который сейчас уничтожен, и вокзала, особенно во время прихода поездов.
В 1895 году город практически полностью уничтожил пожар.
В 1930 году был построен новый железнодорожный вокзал в стиле конструктивизма. В 1941 году был построен Даниловский завод деревообрабатывающих станков — на то время единственный в стране и работавший в том числе и на экспорт.