Коломенский кремль был построен по приказу Василия III для подражания Московскому Кремлю и был равен ему как по размеру, так и по красоте. На территории Коломенского кремля расположены Успенский собор (17 век), Тихвинский собор, построенный в псевдорусском стиле, а также Ново-Голутвинский и Брусенский монастыри, Троицкая церковь, Крестовоздвиженский собор и другие исторические здания.
Коломенский кремль окружен кирпичной стеной, которая была возведена по приказу Василия III. Раньше у него было 17 башен, четыре из которых имели ворота. Из всех башен сохранились только шесть; из ворот - только Пятницкие ворота, которые когда-то служили главным входом в город. Названия большинства башен Коломенского кремля совпадают с московскими. Например, у него также есть Грановитая Башня, названная так из-за своей формы - прямоугольная изнутри, шестиугольная снаружи. Сейчас это Музей древнерусского боевого искусства.
В центре Кремля находится пятиглавый Успенский собор, перестроенный в 1672-1682 годах на месте бывшего белокаменного здания времен Дмитрия Донского. К северу от собора стоит небольшая Воскресенская церковь. Ранее это было связано с дворцом. Согласно легенде, там были женаты Дмитрий Донской и Суздальская княгиня Евдокия. Брусенский монастырь не менее интересен. Это место почитаемой казанской иконы Божией Матери, которая, согласно легенде, является одной из прямых копий чудесной казанской иконы. Монастырь был основан вокруг храма Успения Пресвятой Девы Марии с крытой палаткой, построенного в 16 веке по приказу Ивана Грозного в ознаменование взятия Казани.
Особенно привлекательной для туристов является так называемая башня Марьинкина. Это самая высокая башня в Коломне. Его высота составляет 31 метр, диаметр - около 13 метров. Издали он выглядит круглым, хотя на самом деле он украшен 20 гранями. На вершине есть декоративные лазейки. На восьмом этаже расположено 27 окон в шахматном порядке. Раньше это была сторожевая башня.
Народная легенда гласит, что во времена Великих Смут жена Лжедмитрия II Марина Мнишек попала в плен. Якобы она спрятала там большие сокровища. К сожалению, Коломенский кремль дошел до нас в печальном состоянии. Сохранились только два фрагмента стен и 7 башен. После того, как крепость защищала город от вторжений противника, могучая крепость не смогла победить время.
Пятницкие ворота коломенского кремля
На пересечении с улицей Зайцева улица Пушкина превращается в улицу Лазарева (бывшая Успенская), главную улицу Коломенского кремля, которая проходит под Пятницкими воротами и пронизывает весь Кремль.
Пятницкие ворота - это главная, входная дверь в Коломенский кремль. Как и остальная часть Кремля, ворота были построены в 20-х годах 16-го века. Вход в Кремль был закрыт подвесными подъемными воротами. Помимо обычных каменных стен и башен, на территории Кремля были так называемые «прогулочные башни», которые можно было быстро встроить в стену в случае ее разрушения. Сегодня сохранились только семь из 16 кремлевских башен, и от его стен осталось только два небольших фрагмента. Мы увидим их позже.
Пятницкая башня получила свое название от близлежащего деревянного храма Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Церковь сгорела в 18 веке, а ворота были переименованы в Спасский (после Спасителя), но в начале 19 века к северной башне была пристроена Пятницкая часовня, а главная Кремлевская башня вернула себе старое имя
Фрагмент дороги перед Пятницкой башней называется «дорогой из России в Россию». И вот почему.
Ранее на месте кирпичных Покровских ворот (Пересечения Богородицы) находились деревянные ворота дубового Коломенского Детинца (цитадели), где Дмитрий Донский собирал русские войска перед Куликовской битвой. Через эти ворота в конце августа 1380 года армия вышла навстречу монголо-татарам. А после победы на Куликовом поле распавшаяся Древняя Русь стала превращаться в единое русское государство. Историк Лев Гумилев писал: «Когда они шли на Куликово поле, они были гражданами Москвы, Серпухова, Ростова, Белозерья, Смоленска, Мурома и т. Д., И все они были русскими, когда жили там».
Не спешите входить в Пятницкие ворота, а скорее осмотрите. Справа от них находятся два интересных учреждения: музей коломна калач, где недавно возродили старинное городское ремесло калач, и уникальный музей денег со странным названием «Музей первобытных». В Музее денег, который находится в подвале старинного здания, вы можете увидеть редкие коломенские монеты местной чеканки, дирхемы хан Золотой Орды, кошельки-сундуки, копилки и даже заколдованные сокровища, найденные при раскопках Кремля ,
А слева от Пятницких ворот находится музей-мануфактура «Одорантские радости». Здесь продают всевозможные «деликатные товары», как раньше называли мыло и духи. Вся продукция изготавливается по старинным рецептам, потому что до революции в этом здании располагался мыльница того же купца Григория Суранова, чье поместье мы недавно видели на Посадской улице.
Если мы не войдем в Пятницкие ворота, а повернем направо и пойдем по улице Зайцева до Москвы-реки и Бобренивского пешеходного лиственного моста, на дальнем берегу вы увидите стены и купола Свято-Бобреновского монастыря, основанного в 14 веке ближайшим сподвижник донского Дмитрия, воевода (командующий армией) Боброк-Волынский.
Ну а теперь, в конце концов, добро пожаловать в Коломенский кремль. Войдя в Покровские ворота и оставив справа две церкви: церковь Воздвижения Креста Господня с колокольней и одноэтажную церковь Николая Гостиного, мы попадем на Соборную площадь.
Соборная площадь в Кремле
Вы уже заметили, что Коломенский кремль не похож на подобные сооружения, расположенные в других городах России. Его территория представляет собой обычный жилой район города. Поэтому вход на Соборную площадь открыт в любое время дня и ночи.
Соборная площадь - самая старая в Коломне. Он был сформирован вокруг Успенского собора, который был заложен в 1379 году великим князем московским Дмитрием Ивановичем, впоследствии прозванным Дмитрием Донским. Собор был основан в честь первой победы русских войск над монголо-татарами в битве на реке Вожа, которая произошла годом ранее. В этом сражении русские отряды полностью уничтожили 50-тысячную армию Золотой Орды.
Строительство собора длилось целый год. Считается, что известный иконописец Феофан Грек принимал участие в его живописи. Он создал икону Божией Матери Донской и стал главной святыней Успенского собора. Эта икона была у русской армии во время Куликовской битвы, после чего Иван Грозный молился перед ней в Успенском соборе перед казанской кампанией. Как и донской Дмитрий, он взял икону на марше, а затем разместил в Благовещенском соборе Московского Кремля. В Успенском соборе Коломны сохранились только две копии этой иконы. Теперь это можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве. В конце 17-го века ветхий собор был демонтирован, и на его месте был построен точно такой же новый.
Недалеко от Успенского собора возвышается белоснежная колокольня с шатровым навесом, а за ней - Тихвинская церковь, построенная в середине XIX века в честь иконы Тихвинской Девы Марии. Собор, церковь и колокольня были закрыты в 20-х годах 20-го века и возвращены верующим в 1989 году.
За колокольней и Тихвинской церковью находится скромное здание собора Возрождения Церкви во имя Воскресения Христова, расположенного в Крепости, которая является одной из старейших церквей в Коломне.
Собор Возрождения Церкви во имя Воскресения Христова
В середине XIV века это был домашний храм московских князей, которые часто приезжали в Коломну. Фактически, у нас есть единственное здание, которое сохранило память о деревянном великом герцогском дворце, который был расположен прямо здесь.
18 января 1366 года Дмитрий Донский и Евдокия, дочь суздальского князя, поженились в деревянной церкви, стоявшей на месте нынешней церкви. До начала 20-го века Воскресенская церковь хранила короткий ковш для вина, которое использовалось во время этой свадьбы. Церемония состоялась в Коломне, потому что Москва в это время находилась в руинах после сильнейшего пожара 1365 года. Интересно, что жениху было всего 15 лет, а невесте - 13. Они 22 года прожили в счастливом браке. Как написано в летописи: «Русская земля была счастлива с этой парой», и у них двенадцать детей: восемь сыновей и четыре дочери.
В начале 16 века на месте деревянной церкви был построен каменный храм. Из старого здания привезли две иконы XIV века - «Сошествие во ад» и «Святая Троица», которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее.
В центре Кафедральной площади стоит памятник святым Кириллу и Мефодию, создателям древне-кириллического алфавита. Памятник установлен 23 мая 2007 года, когда в Коломне прошли Всероссийские Дни славянской литературы и культуры. Мефодий держит в руках Библию, а Кирилл держит свиток с русским алфавитом.
Ново-Голутвин монастырь
Совсем рядом с Соборной площадью, на другой стороне улицы Лазарева, за белой стеной, окруженной множеством деревьев, находится Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. Его легко узнать по желтой колокольне, построенной в 1825 году в стиле ампир. Несмотря на разницу в стилях между монастырской колокольней и ансамблем Успенского собора, они прекрасно смотрятся вместе и создают основной «почтовый» вид Коломны.
Перед монастырем на этом месте находилась епископская резиденция, где жили архиепископы, которые управляли Коломенской епархией. Осенью 1775 года императрица Екатерина II осталась в доме этого иерарха. Когда в 1799 году ее сын Павел I упразднил Коломенскую епархию, граф Аракчеев собирался разместить на его территории две эскадрильи Екатеринославского кирасирского полка. Но московскому митрополиту Платону удалось отстоять пустующие постройки, и сюда переселили монахов из Московского Богоявленского монастыря.
После революции монастырь был упразднен. В наше время он возродился не как монастырь, а женский монастырь. Сейчас там около 80 монахинь, многие из них - профессиональные врачи. Поэтому в женском монастыре работает медицинский центр имени святой блаженной Ксении Санкт-Петербургской, в которой в течение года посещают более трех тысяч человек.
В состав монастыря также входят музей, Клуб любителей животных и небольшой зоопарк, главной резиденцией которого является верблюд Синай, подаренный женскому монастырю космонавтом Валентиной Терешковой. Монахини проводят экскурсии по монастырям, музеям и зоопаркам. Они также разводят редкие породы собак и лошадей во дворе монастыря. Они организуют катание на лошадях и верблюдах для детей лошадей и верблюдов на Рождество и другие церковные праздники. При монастыре есть детский дом, женский хор, сырная фабрика, вышивка, иконопись, мастерская керамики и плотника, издательство и даже радиостанция! Монастырь неоднократно посещали Патриарх Алексий II, президенты Путин и Медведев.
Основное здание монастыря - Троицкая церковь, построенная в начале 18 века. На его нижнем этаже находится храм в честь преподобной Ксении Петербургской с керамическим иконостасом, созданным руками монахинь.
Напротив северо-западного, самого дальнего от Соборной площади монастырской башни, на улице Лазарева, 10 находится так называемый «Дом Куприна». В конце 19 - начале 20 века здесь находился дом семьи Зинаиды Нат, сестры писателя Александра Куприна, которая неоднократно и долгое время оставалась здесь и даже написала несколько рассказов. Дом сохранился практически без изменений до наших дней.
Брусенский женский монастырь
Брусенский Успенский женский монастырь занимает часть Коломенского кремля. Он был основан в 1552 году Иваном Грозным в память о казанском завоевании. Тем временем возведен главный храм монастыря - шатровая церковь Успения, на которой была выделена главная святыня монастыря - образ Казанской иконы Божией Матери.
Кстати, Иван Грозный и Коломна имели не только политические, но и личные связи. Третья и четвертая жены царя происходили из «коломенских невест». Все мы очень хорошо помним застенчивую красавицу-жену Марфу Васильевну в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Она была настоящим историческим персонажем; действительно, она была третьей женой царя. Дочь коломенского боярина Собакина, она была выбрана Иваном Грозным из двух тысяч претендентов, которых привезли в Москву со всей России. Но ее судьба стала трагичной, поскольку молодая жена умерла всего через две недели после свадьбы. По официальным данным, она была отравлена. Следующее расследование привело к казни около 20 предполагаемых заговорщиков, в том числе троих двоюродных братьев Марфы, в то время как ее отец был вынужден в монастырь.
Следующая, четвертая, жена Ивана Грозного тоже была из Коломны. Анна Колтовская заняла второе место после Марфы Собакиной в конкурсе этой знаменитой пресловутой невесты, поэтому после смерти последней она стала следующей женой царя. Однако ее пребывание во дворце не длилось долго. Историки с тех пор не смогли найти мотив, почему через четыре месяца после свадьбы царь заставил ее войти в монастырь и заключил ее в монастырь, приказав казнить всех ее коломенских родственников.
По углам монастырской ограды мало башен, украшенных октаграммами. Ни одна из этих прекрасных башен точно не похожа на другую. Один из них, ближайший к Краеведческому музею, расположенному на углу улицы Казакова, прославился, подобно Пизанской башне.
Кстати, улица названа в честь известного русского архитектора Матвея Казакова, который участвовал в конце XVIII века в развитии коломенского городского парка, в частности, проектируя эту самую «падающую» башню. Его спад начался около ста лет назад, и к 2011 году его угол наклона достиг критической отметки в 6 градусов по сравнению, например, с отклонением от вертикали Пизанской башни менее чем на 4 градуса. План восстановления башни в вертикальном положении был одобрен, несмотря на возражения местных экспертов, которые подчеркнули, что Коломенский кремль потеряет один из своих признаков. Уникальный успешный проект выполнил реставрационно-дизайнерская компания из Москвы. Теперь только старые фотографии напоминают нам о «падающей» башне Коломны.
В 1852 году на его территории был воздвигнут новый пятиглавый собор Воздвижения Креста Господня, известный своей акустикой, в ознаменование 300-летия основания монастыря. Удивительный эффект «octa-voice» Собора, казалось, разбил один поющий голос на восемь фоновых эхоподобных вокалов. По этой причине его иногда называли Собором «Ангельского пения». К сожалению, этот эффект исчез в связи с многочисленными реконструкциями советской эпохи, благодаря которым собор использовался в качестве хранилища и даже бомбоубежища.