Дорога назад к парку скульптур уважаемого баскского художника была долгой, но, в некотором смысле, подходящей для человека, который принял влияние времени на его работу.
Восьмиметровая монолитная скульптура из красноватой стали стоит передо мной посреди холмистого поля. Твердые и заземленные, 22 тонны конструкции контрастируют с восходящим движением своих линий. Когда оно взлетает к небу, все это говорит о времени и пространстве в эпических пропорциях.
Я нахожусь в Эрнани, небольшом городке на окраине Сан-Себастьяна, восхищаясь работами покойного баскского скульптора Эдуардо Чиллида, художника, которого почитают в этой части Испании так же, как Гауди в Барселоне. Произведение «Buscando La Luz» («В поисках света», 1997) находится среди 42 подобных ему произведений в зеленом парке скульптур под открытым небом.
Когда художник купил эту землю у своей жены Пилар Бельзунце в начале 1980-х, он осуществил свою давнюю мечту о поиске постоянной, естественной среды для своих работ. В конце концов он открылся как Чиллида Леку, музей, который позволял бы публике бродить среди его скульптур, как деревья в лесу. Но Чиллида умер в 2002 году, и к 2011 году его семья обнаружила, что они больше не могут позволить себе держать музей открытым.
«Это был самый тяжелый момент в моей жизни», - говорит мне его сын Луис, когда мы смотрим через волнистую территорию площадью 11 гектаров. После этого посещения можно было проводить только по частной встрече с семьей; неприемлемая модель, которая не соответствовала тому, что художник задумал для этого места. «Я отказался признать, что все усилия и преданность моих родителей будут напрасны. Должно было быть решение », - говорит Луис.
Еще через восемь лет - и при поддержке международной галереи современного искусства Hauser & Wirth - перевоплощенная Chillida Leku открывается для публики 17 апреля.
Хотя Чиллида Леку (место на баскском языке) находится всего в 15 минутах езды от центра города, она тихая и уединенная. На вершине холма находится казерео, баскский фермерский дом 16-го века (известный как загородный дом Забалага), построенный из камня и дерева. Внутри него ретроспектива художника под названием «Экос» (Echoes) была курирована другим его сыном, Игнасио, после чего последует ротационная программа выставок.
Я знакомлюсь с директором музея Мирейей Массагуэ в его ресторан-кафе (где подают разнообразные пинчосы, от свиных брошек до эклеров с сыром), который наряду со многими другими элементами на сайте был разработан парижским архитектором Луисом Лапласом. Массаге говорит, что одна из ее самых важных стратегий состояла в том, чтобы улучшить способы получить доступ и испытать пространство. Она представила сканируемые на смартфоне QR-коды, чтобы посетители могли больше узнать о скульптурах, когда они сталкиваются с ними, и автобусы из центра города (отправляются каждые полчаса) теперь останавливаются у входа в музей. Massagué также ведет переговоры с местными властями, чтобы улучшить пешеходный и велосипедный доступ.
Любовь Чиллиды к Эрнани началась в 1951 году, когда он переехал сюда, чтобы научиться работать с железом, материалом, укоренившимся в баскской традиции ремесла. Здесь он развил свое глубокое уважение к сырью, всегда признавая их неизменную естественную волю. Его скульптуры говорят о том, что терпеливо принимая постепенное воздействие времени - ржавящий эффект воздуха, эрозия камня, поток воды - можно найти что-то вне времени. И именно такое терпение должны были проявить восемь детей художника и 27 внуков в ожидании открытия.
Приобретая эту землю, Чиллида нашел дом не только для своих скульптур, но и для себя. Он остается его домом во многих отношениях: он и Пилар похоронены на земле. Как следует из названия выставки, его послание о безвременье эхом распространяется по всей местности.
«Мой отец считал себя деревом», - говорит Луис. «Твердо укореняется в одном месте с разветвленными ветвями по всему миру». И скульптуры художника действительно можно найти по всему миру, от Берлина и Хельсинки до Далласа и Дохи. Но, в конце концов, все дороги ведут сюда, в Чиллиду Леку.