Папская базилика Святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) - это церковь, построенная в стиле эпохи Возрождения, расположенная в Ватикане, папском анклаве, который находится в пределах города Рима.
Построенный в основном Донато Браманте, Микеланджело, Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини, собор Святого Петра является самым известным произведением архитектуры эпохи Возрождения и самой большой церковью в мире. Хотя это не материнская церковь Католической церкви и не собор Римской епархии (эти эквивалентные названия принадлежат Archbasilica Святого Иоанна Латеранского в Риме), собор Святого Петра считается одним из самых святых католических святынь. Она была описана как «занимающая уникальное положение в христианском мире» и как «величайшая из всех церквей христианского мира».
Католическая традиция считает, что базилика - это место захоронения Святого Петра, главного из апостолов Иисуса, а также первого епископа Рима (Папы). Могила Святого Петра предположительно находится прямо под главным алтарем базилики. По этой причине многие папы были погребены в соборе Святого Петра с раннехристианского периода. Со времен римского императора Константина Великого на этом месте стоит церковь. Старая базилика Святого Петра датируется 4 веком нашей эры. Строительство нынешней базилики началось 18 апреля 1506 года и было завершено 18 ноября 1626 года.
Собор Св. Петра в Ватикане известен как место паломничества и богослужебные функции. Папа председательствует на нескольких литургиях в течение года как в базилике, так и на прилегающей площади Святого Петра; Эти литургии собирают от 15 000 до более 80 000 человек. Собор Святого Петра имеет много исторических ассоциаций с раннехристианской церковью, папством, протестантской реформацией и католической контрреформацией, а также с многочисленными художниками, особенно с Микеланджело. Как произведение архитектуры, он считается величайшим зданием своего времени. Собор Святого Петра - одна из четырех церквей в мире, имеющих статус главной базилики, все четыре из которых находятся в Риме. Вопреки распространенному заблуждению, это не собор, потому что это не резиденция епископа; Кафедра Папы как епископа Рима находится в Святом Иоанне Латеранском.
Св. Петра - это церковь, построенная в стиле ренессанс, расположенная в Ватикане к западу от реки Тибр, недалеко от холма Яникул и мавзолея Адриана. Его центральный купол возвышается над горизонтом Рима. К базилике можно подойти через площадь Святого Петра, передний двор из двух частей, окруженных высокими колоннадами. Первое пространство овальное, второе - трапециевидное. Фасад базилики с гигантским порядком колонн простирается через конец площади и к нему ведут ступеньки, на которых стоят две статуи 5,55 метра (18,2 фута) апостолов Рима 1-го века, Святых Петра и Павла.
Базилика имеет крестообразную форму с удлиненным нефом в форме латинского креста, но ранние проекты были для централизованно планируемой структуры, и это все еще присутствует в архитектуре. В центральном пространстве как снаружи, так и внутри доминирует один из самых больших куполов в мире. Вход через нартекс или вестибюль, который тянется через все здание. Одна из украшенных бронзовых дверей, ведущих от нартекса, - это Святая дверь, открываемая только во время юбилеев.
Внутренние размеры огромны по сравнению с другими церквями. Один автор писал: «Только постепенно это до нас доходит - когда мы наблюдаем, как люди приближаются к тому или иному памятнику, они, как ни странно, уменьшаются в размерах; они, конечно, затмеваются масштабом всего в здании. Это в своем поворот ошеломляет нас ".
Неф, ведущий к центральному куполу, состоит из трех пролетов с опорами, поддерживающими цилиндрический свод, самый высокий из всех храмов. Неф обрамлен широкими проходами, от которых расположено несколько часовен. Есть также часовни, окружающие купол. Двигаясь вокруг базилики по часовой стрелке, они: Баптистерий, Часовня Сретения Богородицы, Большая Хоровая капелла, Алтарь Преображения Господня, Часовня Климента с алтарем Святого Григория, Вход в Ризницу, Алтарь Лжи, левый трансепт с алтарями Распятия Святого Петра, Святого Иосифа и Святого Фомы, жертвенник Святого Сердца, Часовня Мадонны Колонны, жертвенник Святого Петра и Паралитика, апсида с Стул Святого Петра, алтарь Святого Петра, поднимающего Табиту, алтарь Святой Петрониллы, алтарь Архангела Михаила, алтарь Навичеллы, правый трансепт с алтарями Святого Эразма, Святых Процессо и Мартиниано и Святого Вацлава , алтарь Святого Иеронима, алтарь Святого Василия, Григорианская часовня с алтарем Мадонны Суккор, большая часовня Святого Таинства, часовня Святого Себастьяна и часовня Пьета. По часовой стрелке расположены памятники: Мария Клементина Собески, Стюарты, Бенедикт XV, Иоанн XXIII, Святой Пий X, Иннокентий VIII, Лев XI, Иннокентий XI, Пий VII, Пий VIII, Александр VII, Александр VIII, Павел III, Урбан VIII, Климент X, Климент XIII, Бенедикт XIV, Святой Петр (бронзовая статуя), Григорий XVI, Григорий XIV, Григорий XIII, Матильда Каносская, Иннокентий XII, Пий XII, Пий XI, Кристина Швеция, Лев XII . В центре базилики, под главным алтарем, находится Исповедь, или Часовня Исповеди, в отношении исповедания веры Святым Петром, которое привело к его мученической смерти. Две изогнутые мраморные лестницы ведут в эту подземную часовню на уровне Константиновской церкви и непосредственно над предполагаемым местом захоронения Святого Петра.
Весь интерьер собора Святого Петра в Ватикане богато украшен мрамором, рельефами, архитектурной скульптурой и позолотой. Базилика содержит большое количество гробниц пап и других известных людей, многие из которых считаются выдающимися произведениями искусства. Есть также ряд скульптур в нишах и часовнях, в том числе Пьета Микеланджело. Центральным элементом является балдахин или балдахин над Папским алтарем, спроектированный Джан Лоренцо Бернини. Апсида завершается скульптурным ансамблем, также созданным Бернини и содержащим символическое кресло Святого Петра.
Один наблюдатель писал: «Базилика Святого Петра является причиной того, что Рим по-прежнему является центром цивилизованного мира. По религиозным, историческим и архитектурным причинам он сам по себе оправдывает путешествие в Рим, а его интерьер предлагает палимпсест из художественных стилей в их Лучший ..."
Американский философ Ральф Уолдо Эмерсон описал собор Святого Петра как «украшение земли ... возвышенное из прекрасного».
Базилика Святого Петра - величайшая из всех церквей христианского мира
Сегодня собор Святого Петра в Ватикане - это не только самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения, но и самая большая церковь в мире. Строительство базилики началось в 1506 году и было завершено в 1626 году. Музеи Ватикана и Сикстинская капелла находятся в 10 минутах ходьбы от базилики Святого Петра.
Рядом с базиликой находится площадь Святого Петра, большая площадь, расположенная прямо напротив базилики Святого Петра. В центре базилики стоит древний египетский обелиск, возведенный на нынешнем месте в 1586 году. Одними из самых популярных аспектов базилики являются скульптура Ла Пьета Микеланджело, Балдахин Бернини, статуя Святого Петра, гробница Папы Иоанна Павла II. а также купол - знаменитый купол Святого Петра. Для доступа к главной базилике не требуется покупать билет, хотя для определенных участков, таких как купол, требуется билет.
Основные достопримечательности базилики Святого Петра
Купол базилики Святого Петра
Восхождение на купол - увлекательное занятие. Сразу после входа в базилику, если вы посмотрите направо, вы увидите указатели, указывающие направление кассы и лестницы, ведущей наверх. Вы можете либо полностью подняться по лестнице наверх (551 ступенька), либо подняться на лифте, а затем подняться по оставшимся ступеням (320). Существует небольшая разница в цене только за лестницу и за лифт + лестница. На пути к вершине вы сможете остановиться на террасе, обращенной к внутреннему пространству купола, и полюбоваться красивой мозаикой, которая обрамляет его. Как только вы достигнете вершины, вас встретит потрясающий панорамный вид на Ватикан и Рим на 360 градусов. Купол открыт с 8:00 до 18:00 с апреля по сентябрь и с 8:00 до 17:00 с октября по март.
Ватиканские гроты
Многие люди, посещающие базилику, посещают гроты Ватикана. Это подземное кладбище, на котором находятся гробницы многих пап Ватикана, а также членов королевской семьи 10 века. Вход в гроты Ватикана свободный, они открыты ежедневно с 7:00 до 18:00 с апреля по сентябрь и с 7:00 до 17:00 с октября по март. Убедитесь, что это последнее место, которое вы посещаете в базилике Святого Петра, так как вы будете за пределами базилики после выхода из гротов.
Сокровищница Святого Петра
Сокровищница Святого Петра - еще одна часть базилики, вход в которую платный. На его выставке представлены церковные украшения, статуи, папские митры и различные другие предметы, которые обычно были королевскими подарками.
Положение дел
Многие епископы облачились в мантии, стоя на солнышке на площади Святого Петра. Большинство из них носит белые митры на голове, за исключением черного слона на переднем плане, который носит характерную вышитую бархатную шляпу.
Базилика Святого Петра - одна из папских базилик (ранее именовавшаяся «патриархальными базиликами») и одна из четырех основных базилиок Рима, другие основные базилики (все они также являются папскими базиликами), являющиеся базиликами Святого Иоанна Латеранского, Святой Марии Майор и Святой Павел за стенами. Ранг главной базилики дает базилике Святого Петра приоритет перед всеми второстепенными базиликами во всем мире. Однако, в отличие от всех других папских основных базилик, он полностью находится на территории и, следовательно, под суверенной юрисдикцией государства-города Ватикан, а не Италии. Это контрастирует с тремя другими папскими главными базиликами, которые находятся на территории Италии, а не на территории государства-города Ватикан. (Латеранский договор 1929 года, статья 15 (Ибидем)). Однако Святейший Престол полностью владеет этими тремя базиликами, и Италия юридически обязана признать свое полное владение ими (Латеранский договор 1929 года, статья 13 (Ибидем)) и уступить все они «иммунитет, предоставленный международным правом штаб-квартирам дипломатических агентов иностранных государств» (Латеранский договор 1929 г., статья 15 (Ibidem)).
Это самое выдающееся здание Ватикана. Его купол является доминантой горизонта Рима. Вероятно, самая большая церковь в христианском мире, она занимает площадь в 2,3 гектара. Одно из самых святых мест христианства и католической традиции, это традиционно место захоронения его титульного, Св. Петра, который был главой двенадцати апостолов Иисуса и, согласно традиции, первым епископом Антиохии, а затем и первым. Епископ Рима, сделавший его первым Папой. Хотя в Новом Завете не упоминается мученичество святого Петра в Риме, традиция, основанная на писаниях отцов церкви, [необходимо пояснение] утверждает, что его могила находится ниже балдахина и алтаря базилики в «Исповеди». По этой причине многие Папы с первых лет существования Церкви были похоронены рядом с Папой Святого Петра в некрополе под базиликой. Строительство нынешней базилики над старой Константиновской базиликой началось 18 апреля 1506 года и завершилось в 1615 году. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII торжественно освятил базилику.
Базилика Святого Петра не является ни официальной резиденцией Папы, ни первой по значимости среди основных базилиок Рима. Эта честь принадлежит Папскому собору, Архибазилике Святого Иоанна Латеранского, которая является материнской церковью всех церквей, находящихся в общении с католической церковью. Тем не менее, собор Святого Петра, безусловно, является основной церковью Папы с точки зрения использования, потому что большинство папских литургий и церемоний проходят там из-за его размера, близости к папской резиденции и расположения в самом Ватикане. «Стул Святого Петра», или кафедра, древний стул, который, как предполагается, иногда использовался самим Святым Петром, но который был подарком Карла Лысого и использовался многими папами, символизирует продолжающуюся линию апостольского преемства от Святого Петра. Петра царствующему папе. Он занимает возвышенное место в апсиде базилики, символически поддерживаемый Докторами Церкви и символически просвещенный Святым Духом.
Базилика Святого Петра, как одна из составных структур исторически и архитектурно значимого Ватикана, была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году в соответствии с критериями (i), (ii), (iv) и (vi). Базилика Святого Петра с внешней площадью 21 095 квадратных метров и внутренней площадью 15 160 квадратных метров является крупнейшим христианским церковным зданием в мире по двум последним показателям и вторым по величине по первое по состоянию на 2016 год. Верхняя часть его купола высотой 136,6 м также делает его вторым по высоте зданием в Риме по состоянию на 2016 год. Высокая высота купола помещала его в число самых высоких зданий Старого Света, и он продолжает носить титул самого высокого купола в мире. Хотя это был самый большой купол в мире по диаметру на момент завершения, он больше не имеет этого различия.
Архитектура Собор Святого Петра в Ватикане
План Папы Юлия для величайшего здания в христианском мире был предметом конкурса, ряд работ которого сохранился в галерее Уффици во Флоренции. Был выбран проект Донато Браманте, для которого в 1506 году был заложен фундамент. Этот план имел форму огромного греческого креста с куполом, вдохновленным куполом огромного круглого римского храма, Пантеона. Основное различие между дизайном Браманте и Пантеоном заключается в том, что там, где купол Пантеона поддерживается непрерывной стеной, купол новой базилики должен был поддерживаться только на четырех больших опорах. Эта функция была сохранена в окончательном дизайне. Купол Браманте должен был быть увенчан фонарем с собственным маленьким куполом, но в остальном очень похожим по форме на фонарь раннего Возрождения Флорентийского собора, разработанный Микелоццо для купола Брунеллески.
Браманте предполагал, что центральный купол будет окружен четырьмя нижними куполами по диагональным осям. Равный алтарь, неф и рукава трансепта должны были состоять из двух заливов, оканчивающихся апсидой. На каждом углу здания должны были стоять башни, так что общий план был квадратным, с выступающими по сторонам света апсидами. Каждая апсида имела два больших радиальных контрфорса, которые соответствовали его полукруглой форме.
Когда папа Юлий умер в 1513 году, Браманте был заменен Джулиано да Сангалло и фра Джокондо, которые оба умерли в 1515 году (сам Браманте умер годом ранее). Рафаэль был утвержден в качестве архитектора собора Святого Петра 1 августа 1514 года. Основное изменение в его плане - неф из пяти заливов с рядом сложных апсидальных часовен с проходов по обе стороны. План Рафаэля для алтаря и трансептов сделал прямоугольность внешних стен более определенной за счет уменьшения размера башен, а полукруглые апсиды - более четко очерченными, окружив каждую из них передвижной.
В 1520 году умер Рафаэль в возрасте 37 лет, и его преемник Бальдассаре Перуцци поддержал изменения, которые Рафаэль предложил во внутреннем устройстве трех главных апсид, но в остальном вернулся к плану Греческого Креста и другим особенностям Браманте. Этот план не был реализован из-за различных трудностей как церкви, так и государства. В 1527 году Рим был разграблен и разграблен императором Карлом V. Перуцци умер в 1536 году, так и не осуществив свой план.
На этом этапе Антонио да Сангалло Младший представил план, который сочетает в себе черты Перуцци, Рафаэля и Браманте в своем дизайне и расширяет здание до короткого нефа с широким фасадом и портиком динамической проекции. Его предложение для купола было намного более тщательно продуманным как по структуре, так и по декору, чем у Браманте, и включало ребра на внешней стороне. Как и Браманте, Сангалло предложил увенчать купол фонарем, который он переделал в более крупную и более сложную форму. Главный практический вклад Сангалло состоял в укреплении опор Браманте, которые начали трескаться.
1 января 1547 года, во время правления Папы Павла III, Микеланджело, которому тогда было семьдесят, сменил Сангалло Младшего в должности «Капомаэстро», руководителя строительной программы собора Святого Петра. Его следует рассматривать как главного проектировщика значительной части здания в том виде, в каком оно стоит сегодня, и как человека, который довел строительство до точки, в которой его можно было бы осуществить. Он не брался за работу с удовольствием; это было навязано ему Папой Павлом, разочарованным смертью избранного им кандидата Джулио Романо и отказом Якопо Сансовино покинуть Венецию. Микеланджело писал: «Я беру это на себя только из любви к Богу и в честь апостола». Он настаивал на том, чтобы ему была предоставлена свобода действий для достижения конечной цели любыми средствами, которые он считал подходящими.
Вклад Микеланджело
Микеланджело занял строительную площадку, на которой за оставшимся нефом старой базилики поднимались четыре опоры, огромные по сравнению с теми, что были построены с древнеримских времен. Он также унаследовал многочисленные схемы, разработанные и переработанные некоторыми из величайших архитектурных и инженерных умов 16 века. В этих схемах были некоторые общие элементы. Все они призывали к куполу, который был бы равен куполу, спроектированному Брунеллески столетием ранее и с тех пор доминирующему на горизонте Флоренции эпохи Возрождения, и все они призывали к сильно симметричному плану любой формы греческого креста, как и знаменитая базилика Святого Марка в Венеции. , или латинского креста с трансептами, идентичной по форме алтарю, как во Флорентийском соборе.
Несмотря на то, что за 40 лет работы продвинулись совсем немного, Микеланджело не просто отверг идеи предыдущих архитекторов. Он опирался на них, развивая грандиозное видение. Прежде всего, Микеланджело признал главное качество оригинального дизайна Браманте. Он вернулся к греческому кресту и, как выразилась Хелен Гарднер: «Не разрушая централизующих черт плана Браманте, Микеланджело несколькими росчерками пера превратил его снежинку в массивное, сплоченное единство».
В нынешнем виде собор Святого Петра был дополнен нефом Карло Мадерно. Это конец алтаря (церковный «Восточный конец») с его огромным центрально расположенным куполом - работа Микеланджело. Из-за его расположения в Государстве Ватикан и из-за того, что выступ нефа скрывает купол от взгляда, когда к зданию приближается с площади перед ним, работу Микеланджело лучше всего ценить на расстоянии. Становится очевидным, что архитектор значительно сократил четко определенные геометрические формы плана Браманте квадрата с квадратными проекциями, а также плана Рафаэля квадрата с полукруглыми проекциями. Микеланджело размыл определение геометрии, сделав внешнюю кладку массивной и заполнив каждый угол небольшой ризницей или лестничной клеткой. Создается эффект непрерывной поверхности стены, которая изгибается или ломается под разными углами, но не имеет прямых углов, которые обычно определяют изменение направления в углах здания. Этот фасад окружен гигантскими коринфскими пилястрами, которые расположены под немного разными углами друг к другу, в соответствии с постоянно меняющимися углами поверхности стены. Над ними огромный карниз извивается непрерывной полосой, создавая впечатление, что все здание находится в состоянии сжатия.
Купол: последовательные и окончательные проекты
Купол собора Святого Петра поднимается на общую высоту 136,57 метра (448,1 фута) от пола базилики до вершины внешнего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метра (136,1 фута), что немного меньше, чем у двух из трех других огромных куполов, которые предшествовали ему: Пантеона Древнего Рима, 43,3 метра (142 фута), и Флорентийского собора раннего Возрождения, 44 метра. (144 футов). Его диаметр примерно на 30 футов (9,1 м) больше, чем у Константинопольской церкви Святой Софии, построенной в 537 году. Именно к куполам Пантеона и Флорентийского собора архитекторы собора Святого Петра искали решения относительно того, как это сделать. строить то, что с самого начала было задумано как величайший купол христианского мира.
Браманте и Сангалло, 1506 и 1513 гг.
Купол Пантеона стоит на круглой стене без входов и окон, кроме единственной двери. Высота всего здания равна ширине. Его купол представляет собой цельную бетонную оболочку, легкую за счет включения большого количества вулканических камней, туфа и пемзы. Внутренняя поверхность купола глубоко кессонирована, что создает эффект как вертикальных, так и горизонтальных ребер, при этом уменьшая общую нагрузку. На вершине есть окуляр диаметром 8 метров (26 футов), через которое свет проникает внутрь.
План Браманте для купола собора Святого Петра (1506 г.) очень точно следует плану Пантеона и, как и план Пантеона, был разработан для строительства из Tufa Concrete, формула которого он заново открыл. За исключением верхнего фонаря, профиль очень похож, за исключением того, что в этом случае опорная стена становится барабаном, поднятым высоко над уровнем земли на четырех массивных опорах. Сплошная стена, используемая в Пантеоне, в соборе Святого Петра была освещена Браманте, пробившим в ней окна и окружившим перистилем.
В случае Флорентийского собора желаемый внешний вид остроконечного купола существовал много лет до того, как Брунеллески сделал его возможным строительство. Его двухслойная конструкция из кирпичей, соединенных вместе в узор «елочка» (вновь заимствованный из византийской архитектуры), и пологий восходящий уклон восьми каменных ребер позволили возвести его без массивной деревянной опалубки, необходимой для создания полусферических арок. . Хотя его внешний вид, за исключением деталей фонаря, полностью готический, его инженерия была в высшей степени новаторской, и это продукт ума, который изучал огромные своды и сохранившийся купол Древнего Рима.
План Сангалло (1513 г.), большая деревянная модель которого все еще существует, соответствует обоим этим предшественникам. Он осознал ценность как ящика в Пантеоне, так и внешних каменных ребер Флорентийского собора. Он укрепил и расширил перистиль Браманте в ряд арочных и упорядоченных отверстий вокруг основания, при этом вторая такая аркада была установлена на уровень выше первого. В его руках довольно изящная форма фонаря, близкая к тому, что была во Флоренции, превратилась в массивное сооружение, окруженное выступающим основанием, перистилем и увенчанным шпилем конической формы. По словам Джеймса Лиз-Милна, дизайн был «слишком эклектичным, слишком придирчивым и слишком безвкусным, чтобы иметь успех».
Микеланджело и Джакомо делла Порта, 1547 и 1585 гг.
Микеланджело переработал купол в 1547 году, учитывая все, что было сделано ранее. Его купол, как и купол Флоренции, построен из двух кирпичных панелей, наружный из которых имеет 16 каменных ребер, что вдвое больше, чем во Флоренции, но гораздо меньше, чем в дизайне Сангалло. Как и в случае с проектами Браманте и Сангалло, купол поднимается с опор на барабане. Окружающий перистиль Браманте и аркада Сангалло уменьшены до 16 пар коринфских колонн, каждая по 15 метров (49 футов) в высоту, которые гордо возвышаются над зданием и соединены аркой. Визуально кажется, что они подпирают каждое из ребер, но конструктивно они, вероятно, совершенно лишние. Причина этого в том, что купол имеет яйцевидную форму, круто поднимается, как купол Флорентийского собора, и поэтому оказывает меньшее давление наружу, чем полусферический купол, такой как купол Пантеона, который, хотя и не имеет опор, ему противодействует нисходящий толчок тяжелой кирпичной кладки, которая выступает над кружащейся стеной.
Овальный профиль купола был предметом множества спекуляций и исследований в течение последнего столетия. Микеланджело умер в 1564 году, оставив барабан купола целым, а опоры Браманте намного крупнее, чем первоначально планировалось, каждая 18 метров (59 футов) в поперечнике. После его смерти работа продолжалась под его помощником Якопо Бароцци да Виньола с Джорджо Вазари, назначенным Папой Пием V в качестве сторожевого пса, чтобы убедиться, что планы Микеланджело точно выполняются. Несмотря на то, что Виньола знал о намерениях Микеланджело, в этот период мало что произошло. В 1585 году энергичный Папа Сикст назначил Джакомо делла Порта, которому должен был помочь Доменико Фонтана. Пятилетнее правление Сикста ознаменовалось бурным развитием строительства.
Микеланджело оставил несколько рисунков, в том числе ранний рисунок купола и некоторые детали. Были также подробные гравюры, опубликованные в 1569 году Стефаном дю Пераком, который утверждал, что они были окончательным решением мастера. Микеланджело, как и Сангалло до него, также оставил большую деревянную модель. Впоследствии Джакомо делла Порта изменил эту модель несколькими способами. Основное изменение восстановило более раннюю конструкцию, в которой внешний купол кажется возвышающимся над основанием, а не опирается непосредственно на основание. Большинство других изменений носили косметический характер, такие как добавление львиных масок на гирлянды на барабане в честь Папы Сикста и добавление венка из украшений вокруг шпиля наверху фонаря, как было предложено Сангалло.
Рисунок Микеланджело указывает на то, что его ранние намерения были связаны с овальным куполом, а не с полусферическим куполом. На гравюре в трактате Галассо Альгизи (1563 г.) купол может быть изображен как яйцевидный, но перспектива неоднозначна. На гравюре Стефана дю Перака (1569 г.) изображен полусферический купол, но, возможно, это была неточность гравера. Профиль деревянной модели более яйцевидный, чем у гравюры, но меньше, чем у готового изделия. Было высказано предположение, что Микеланджело на смертном одре принял более заостренную форму. Однако Лиз-Милн цитирует Джакомо делла Порта как взявшего на себя полную ответственность за изменение и показывающего Папе Сиксту, что Микеланджело не хватало научного понимания, на которое он сам был способен.
Хелен Гарднер предполагает, что Микеланджело внес изменения в полусферический купол нижнего профиля, чтобы установить баланс между динамическими вертикальными элементами окружающего гигантского ряда пилястр и более статичным и спокойным куполом. Гарднер также комментирует: «Архитектурная скульптура [Микеланджело] ... здесь простирается от земли через чердачные этажи и переходит в барабан и купол, при этом все здание объединяется в единое целое от основания до вершины. "
Именно это ощущение того, что здание скульптурируется, объединяется и «стягивается» окружающей полосой глубокого карниза, привело Энеиде Миньякку к выводу, что овальный профиль, видимый теперь в конечном продукте, был неотъемлемой частью первых работ Микеланджело ( и последнее) понятие. Скульптор / архитектор, образно говоря, взял в руки все предыдущие проекты и сжал их контуры, как если бы здание было комом глины. Купол должен казаться вытянутым вверх из-за кажущегося давления, создаваемого сглаживанием углов здания и ограничением его выступов. Если это объяснение правильное, то профиль купола - это не просто структурное решение, как его понимал Джакомо делла Порта; это часть интегрированного дизайнерского решения, которое касается визуального напряжения и сжатия. С одной стороны, может показаться, что купол Микеланджело обращен назад к готическому профилю Флорентийского собора и игнорирует классицизм эпохи Возрождения, но с другой стороны, возможно, больше, чем любое другое здание 16-го века, он является прообразом архитектуры барокко. .
Завершение
Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана завершили строительство купола в 1590 году, в последний год правления Сикста V. Его преемник, Григорий XIV, видел, как Фонтана завершил постройку фонаря, и на его внутреннем отверстии была размещена надпись в честь Сикста V. . Следующий Папа, Климент VIII, поставил крест на место, мероприятие, которое длилось весь день, сопровождалось колокольным звоном всех церквей города. В руках креста установлены две свинцовые шкатулки, в одной из которых находится фрагмент Истинного Креста и реликвия святого Андрея, а в другой - медальоны Святого Агнца.
В середине 18 века в куполе появились трещины, поэтому между двумя гильзами были установлены четыре железные цепи, связывающие его, как кольца, предохраняющие ствол от разрыва. В разное время было установлено до десяти цепей, самая ранняя из которых, возможно, была запланирована самим Микеланджело в качестве меры предосторожности, как это сделал Брунеллески во Флорентийском соборе.
Открытие проекта Микеланджело
7 декабря 2007 года в архивах Ватикана был обнаружен фрагмент красного мелового рисунка части купола базилики, почти наверняка сделанный рукой Микеланджело. На чертеже показан небольшой, точно нарисованный разрез в плане антаблемента над двумя радиальными колоннами вагранки. Известно, что Микеланджело перед смертью уничтожил тысячи своих рисунков. Редкая выживаемость этого примера, вероятно, связана с его фрагментарностью и тем фактом, что подробные математические вычисления были выполнены поверх рисунка.
Изменения в плане
18 февраля 1606 года при Папе Павле V начался демонтаж оставшихся частей Константиновской базилики. Мраморный крест, установленный на вершине фронтона папой Сильвестром и Константином Великим, был опущен на землю. Древесина была спасена для крыши дворца Боргезе, а две редкие колонны из черного мрамора, самые большие в своем роде, были бережно хранятся и позже использовались в притворе. Были открыты гробницы различных пап, вывозились сокровища и составлялись планы их повторного захоронения в новой базилике.
Папа назначил Карло Мадерно в 1602 году. Он был племянником Доменико Фонтаны и проявил себя как динамичный архитектор. Идея Мадерно заключалась в том, чтобы окружить здание Микеланджело часовнями, но Папа не решался отклониться от плана мастера, хотя он был мертв уже сорок лет. Fabbrica или строительный комитет, группа, состоящая из представителей разных национальностей и в целом презираемая Курией, считавшей базилику принадлежащей Риму, а не христианскому миру, были в затруднительном положении относительно того, как должно развиваться здание. Одним из факторов, повлиявших на их мышление, была Контрреформация, которая все больше ассоциировала план Греческого Креста с язычеством и рассматривала Латинский Крест как истинный символ христианства. Центральный план также не имел «доминирующей ориентации на восток».
Еще одно влияние на образ мышления как Фабрики, так и Курии было определенным чувством вины за снос древнего здания. Земля, на которой он и его различные связанные с ним часовни, ризницы и ризницы стояли так долго, была освящена. Единственным решением было построить неф, охватывающий все пространство. В 1607 году был созван комитет из десяти архитекторов, и было принято решение расширить здание Микеланджело до нефа. Планы Мадерно в отношении нефа и фасада были приняты. Строительство началось 7 мая 1607 года и продолжалось быстрыми темпами, при этом была нанята армия из 700 рабочих. В следующем году было начато возведение фасада, в декабре 1614 года были добавлены последние штрихи к лепному убранству свода, а в начале 1615 года была снесена перегородка между двумя секциями. Все обломки были вывезены, и неф был готов к Вербному воскресенью.
Фасад Мадерно
Фасад, спроектированный Мадерно, имеет ширину 114,69 метра и высоту 45,55 метра и построен из камня травертина с гигантским орденом коринфских колонн и центральным фронтоном, возвышающимся перед высоким чердаком, увенчанным тринадцатью статуями: Христос в окружении одиннадцати из них. Апостолы (кроме Святого Петра, статуя которого слева от лестницы) и Иоанна Крестителя.
Фасад часто называют наименее удовлетворительной частью дизайна собора Святого Петра. Причины этого, по словам Джеймса Лиз-Милна, заключаются в том, что Папа и комитет не уделили ему должного внимания из-за желания быстро завершить строительство, а также из-за того, что Мадерно не решался отклониться от установленного образца. Микеланджело на другом конце здания. Лиз-Милн описывает проблемы фасада как слишком широкие для его высоты, слишком тесные в деталях и слишком тяжелые для чердака. Ширина обусловлена изменением плана, чтобы башни располагались по обе стороны. Эти башни никогда не строились над линией фасада, потому что было обнаружено, что земля недостаточно устойчива, чтобы выдержать вес. Одним из эффектов фасада и удлиненного нефа является закрытие вида на купол, так что здание спереди не имеет вертикальных элементов, кроме как на расстоянии.
Нартекс и порталы
За фасадом Собора Святого Петра простирается длинный портик или «нартекс», который иногда встречается в итальянских церквях. Это часть дизайна Мадерно, которая ему больше всего понравилась. Его длинный цилиндрический свод украшен декоративной лепниной и позолотой и удачно освещен маленькими окнами между подвесками, в то время как богато украшенный мраморный пол освещен светом, отраженным от площади. На каждом конце притвора находится театральное пространство, обрамленное ионными колоннами, и внутри каждой установлена статуя, конная фигура Карла Великого (18 век) работы Корнаккини в южной части и «Видение Константина» (1670) Бернини на севере. конец.
В базилику ведут пять порталов, три из которых обрамлены огромными уцелевшими античными колоннами. Центральный портал имеет бронзовую дверь, созданную Антонио Аверулино ок. 1440 год для старой базилики и несколько увеличен, чтобы соответствовать новому пространству.
Неф Мадерно
К единственной бухте Греческого креста Микеланджело Мадерно добавил еще три бухты. Он сделал размеры, немного отличные от бухты Микеланджело, таким образом определив, где встречаются два архитектурных сооружения. Мадерно также немного наклонил ось нефа. Это было не случайно, как полагают его критики. На площади снаружи был воздвигнут древний египетский обелиск, но он не был полностью выровнен со зданием Микеланджело, поэтому Мадерно компенсировал это, чтобы он, по крайней мере, совпадал с фасадом базилики.
Неф имеет огромные парные пилястры в соответствии с работой Микеланджело. Размер интерьера настолько «колоссально велик», что трудно представить масштаб внутри здания. Четыре херувима, которые трепещут о первые опоры нефа, неся между собой два резервуара со святой водой, выглядят вполне нормального размера херувимов, пока не приблизятся. Тогда становится очевидным, что каждая из них выше двух метров в высоту и что настоящие дети не могут добраться до бассейнов, если не карабкаются по мраморным шторам. У каждого прохода есть две меньшие часовни и большая прямоугольная часовня, часовня причастия и часовня хора. Они щедро украшены мрамором, лепниной, позолотой, скульптурой и мозаикой. Примечательно, что все большие алтари, за исключением Святой Троицы Пьетро да Кортона в Часовне Святого Причастия, воспроизведены в мозаике. Две драгоценные картины из старой базилики, Богоматерь Вечной Помощи и Богоматерь Колонны, все еще используются в качестве запрестольных образов.
Последней работой Мадерно в соборе Святого Петра было проектирование подобного склепу пространства или «Confessio» под куполом, куда кардиналы и другие привилегированные лица могли спускаться, чтобы быть ближе к месту захоронения апостола. Его мраморные ступени - остатки старой базилики, а вокруг балюстрады - 95 бронзовых светильников.