Московские триумфальные ворота в Иркутске

Московские Триумфальные ворота — триумфальная арка. Была сооружена в 1811 году в Иркутске в честь десятилетия восшествия на престол Александра I. Ворота располагались на пересечении улиц Московско-Ланинской и Нижней набережной Ангары при выезде из Иркутска в сторону Европейской части России — на Московский тракт. Отсюда и было получено название Московские.

Московские триумфальные ворота в Иркутске
Фото: Московские триумфальные ворота в Иркутске

Улица Декабрьских событий – ранее улица Ланинская, а еще раньше Московская, сегодня начинается крайне неприглядно, и кто поверит, что это была главная въездная улица. Знаменитый Московский тракт подходил к городу, как раз напротив на левом берегу Ангары и путники воспользовавшись плашкоутной переправой прибывали в Иркутск. По заведенному порядку здесь на городской заставе приезжавшие предъявляли документы и проходили регистрацию, после чего могли проезжать дальше. Обычно на городских заставах имелись шлагбаум и помещение для караула. Так же было и в Иркутске с середины XVIII в. по начало XIX. В 1811 г. московский въезд было решено украсить воротами.

История

Закладка триумфальной арки произошла 9 июля 1811 года. Под каждым из пилонов положили по закладной доске. В первой говорилось о участниках заложения ворот, а во второй — причина создания памятника.

15 сентября 1813 года состоялось торжественное открытие арки. «Московские ворота» представляли собой четырёхъярусное здание высотой 19 метров и шириной почти 16,5 метра. На самом верху была чаепитная комната, в которой в день открытия был устроен приём для тогдашнего гражданского губернатора Николая Трескина и епископа Вениамина I.

В помещениях ворот находились смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. После реконструкции арки в 1890 году, в «Московских воротах» разместился архив. Но уже через пять лет памятнику вновь была необходима основательная реконструкция, которая требовала значительной суммы.

13 мая 1911 года на заседании Городской думы было решено снести памятник, однако это вызвало череду негодований у общественных деятелей и горожан. На защиту «Московских ворот» от разрушения встал и инженер путей сообщения Павел Щусев (младший брат Алексея Щусева). Он написал ряд писем в Москву и Санкт-Петербург с просьбой сохранить памятник. Щусева поддержали не только столичные архитекторы, но общественные организации и простые неравнодушные граждане.

Полтора месяца спустя после рокового решения, на новом заседании дума уже голосует за сохранение триумфальной арки и выделение на её реставрацию 6 000 рублей. Однако свободных средств не было. Сроки о реставрации памятника отодвигались из года в год. К 1928 году «Московские ворота» вконец обветшали и арку разобрали. Таким образом, памятник простоял 115 лет.

В августе 2009 года было решено восстановить «Московские ворота» к 350-летию Иркутска. Летом 2011 года началось строительство триумфальных ворот (спустя 200 лет после закладки первой постройки).

Реконструкция «Московских ворот» была проведена в рекордно короткие сроки — всего за три месяца. Руководил проектом и профинансировал строительство Евгений Девочкин. 14 сентября 2011 года реконструированные Московские ворота были открыты.

В июне 2013 года Московские ворота Е. Девочкин передал в дар Музею истории Иркутска.

Интересные факты

  • «Московские ворота» в Иркутске — первая из трёх Московских Триумфальных арок, построенных в России.
  • После сноса Амурских ворот, Московские ворота оставались единственной триумфальной аркой в России за Уралом.
  • Перед сносом Московских ворот была сделана глобальная работа по фотографированию и научной фиксации памятника, но до сих пор остаётся загадкой — куда делись документы, закладные доски и прочие фрагменты арки.
  • Наряду с реконструкцией Московских ворот планируется создать музей истории этой триумфальной арки.
  • В 2011 году при проведении работ на теплотрассе был обнаружен фундамент снесённых триумфальных ворот.

Другие записи категории Путешествия по России