Сам город расположен на юге одноименной области, на реке Ангара, притоке Енисея, примерно в 850 км к юго-востоку от Красноярска и примерно в 520 км к северу от Улан-Батора. Транссибирская магистраль (федеральные автомагистрали M53 и M55) и Транссибирская магистраль соединяют Иркутск с другими регионами России и Монголии.
Многие выдающиеся русские были отправлены в ссылку в Иркутск за участие в восстании декабристов 1825 года, и город стал местом ссылки на всю оставшуюся часть века. Некоторые исторические деревянные дома сохранились до наших дней. Когда железная дорога достигла Иркутска, она получила прозвище «Сибирский Париж». Город был центром ожесточенных боев в Гражданской войне в России 1918–20. Позже, в советское время, в его архитектуре преобладал обязательный прямоугольный стиль. Город стал крупным центром авиастроения. Исторический центр Иркутска находится в предварительном списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Иркутск был основан в 1661 году как поселение для торговли золотом и мехами. Он был связан с Европой дорогой, построенной в 1760 году.
После декабрьского восстания 1825 года многие русские художники, офицеры и дворяне были отправлены в ссылку в Сибирь за их участие в восстании против царя Николая I, и в конце 1800-х годов 30% населения города были изгнанниками. Иркутск стал крупным центром интеллектуальной и общественной жизни этих ссыльных, и большая часть культурного наследия города является результатом этих ссыльных. Многие из их деревянных домов, украшенных резными украшениями ручной работы, сохранились до наших дней, резко контрастируя с окружающими их советскими многоквартирными домами. Примерно в 1900 году город прозвали «Сибирским Парижем» из-за его широких улиц и богато украшенной континентальной архитектуры, но сегодняшние путешественники вряд ли будут похожи на Париж.
Во время гражданской войны, разразившейся после большевистской революции 1917-1922 годов, Иркутск стал местом многих яростных, кровопролитных столкновений между «белыми» и «красными» (они же большевики). С той эпохи сохранился ряд городских достопримечательностей. В 1920 году в Иркутске был казнен Колчак, которого когда-то боялись командовать крупнейшим контингентом антибольшевистских сил, что фактически подавило антибольшевистское сопротивление.
Сегодня Иркутск - шестой по величине город Сибири, с населением более 590 000 человек. Благодаря близости к озеру Байкал, здесь расположены несколько университетов и крупный филиал Российской академии наук.
Иркутск был назван в честь реки Иркут. Его название произошло от бурятского слова «прядение» и использовалось в качестве этнонима среди местных племен, известных как Ырху, Иркит, Иргит и Иргыт. Ранее город назывался Яндашский по имени местного тувинского вождя Яндаши Гороги.
Старое написание названия города было «Иркуцкъ». До революции город назывался «Восточный Париж», «Сибирский Петербург», «Сибирские Афины». Местные жители любят думать о своем городе как о «середине земли».
Иркутск расположен примерно в 850 км (530 миль) к юго-востоку от Красноярска и примерно в 520 км (320 миль) к северу от Улан-Батора, столицы Монголии. Сам город расположен на реке Ангара, притоке Енисея, в 72 километрах (45 миль) ниже ее истока из озера Байкал и на берегу напротив пригорода Гласковска. Река шириной 580 метров (1900 футов) пересекает плотину Иркутской ГЭС и три других моста вниз по течению.
Река Иркут, от которой город получил свое название, - это небольшая река, впадающая в Ангару прямо напротив города. Основная часть города отделена от нескольких достопримечательностей - монастыря, форта и порта, а также его окрестностей - другим притоком - рекой Ида (или Ушаковка). Две основные части Иркутска принято называть «левым берегом» и «правым берегом» по отношению к течению реки Ангары.
Иркутск расположен на холмистой местности в густой тайге, типичной для Восточной Сибири.
Население сокращается с конца 1980-х: 587 891 человек (перепись 2010 года); 593 604 (перепись 2002 г.); 622 301 (перепись 1989 г.). Согласно областному плану, Иркутск будет объединен с соседними промышленными городами Шелеховым и Ангарском, образуя мегаполис с общей численностью населения более миллиона человек.
Городская планировка
Центром исторической части города является площадь Кирова. На этом месте 6 июля 1661 года Яков Похабов заложил тюрьму для сбора ясака - налога, взимаемого с местного населения мехом. Архитектурный облик современного Иркутска зародился еще со времен деревянной тюрьмы. На его месте сейчас сосредоточен исторический центр города. К началу 18 века он превратился в массивную и развитую деревянную крепость, защищавшую жителей от набегов кочевников. Крупный пожар 1716 года почти полностью разрушил укрепления, но буквально через год были построены новые, уже каменные. Из построек на территории тогдашнего Иркутского кремля сохранилась Спасская церковь, каменное здание которой было заложено в 1706 году в северо-западном углу крепости. Наряду с Богоявленским собором, возведенным за восточной стеной крепости и сохранившимся до наших дней, это одно из старейших каменных построек Сибири. Защитный частокол и ров, некогда защищавшие Иркутскую крепость с юга, от берега Ангары до реки Ушаковки, просуществовали до середины XVIII века. Возникший на таком месте, при отсутствии административного регулирования, ранний Иркутск застраивался только из соображений целесообразности, определенных собственниками жилья. Дворы располагались на удобных участках, изначально улиц не было, постройки подходили к проездам случайным образом и только с последующими переделками разворачивались фасадными фасадами. Первые поселенцы также не сориентировали свои дома относительно соседних построек. При строительстве нового дома хозяева обычно придерживались только ориентации окон на южную сторону. Так сложилась планировка самой старой части города - от Ангары до современной улицы Карла Маркса: основные направления улиц повторяют очертания береговой линии, которые, в свою очередь, пересекаются поперечными переходами, соединяющими окраины города. город с центром и видом на берег Ангары. До сих пор в расположении центральных улиц прослеживается кривизна, неравномерность образованных ими кварталов, происходивший когда-то полусамопроизвольный процесс их формирования. Особенно это заметно на примере Баснинской улицы (ныне улица Свердлова), которую пытались выпрямить с каждой новой попыткой упорядочить застройку. А он просто повторял очертания бывшего здесь бревна, возможно, от старушки реки Грязнушки, соединявшей Ушаковку и Ангару.
В 1726 году в Иркутске были построены оборонительные укрепления (частокол), за которые были вынесены казармы местного гарнизона. Возведение палисада изменило процесс стихийной эволюции застройки и самым значительным образом повлияло на формирование планировки города. После разборки фортификации в 1790 году выявилось полное несовпадение направлений улиц в старой и новой частях города.
Состояние развития «допалисадного» периода отражено в первом из известных планов Иркутска 1729 года. Его главным достоинством является фиксация границ города, проходящих по линии современной улицы Карла Маркса. Между 1729 и 1768 годами в пространстве между Ангарой и Ушаковкой формируется первый «запалисадный» ряд кварталов. Возле солдатских казарм возникает стихийное поселение, сначала по дорогам, ведущим к Мельнице и Заморским воротам, а затем между ними. Застройка шла неравномерно, наиболее близкими к современному состоянию на тот момент были фрагменты застройки, расположенные в районе улиц Заморская (ул. Ленина) и Институтская (ул. Октябрьская Революции). Сейчас это примерно кварталы №90, 91, 92.
Последняя треть XVIII века имела огромное значение как для истории города в целом, так и для формирования его застройки. С образованием Иркутской губернии в 1764 году Иркутск стал центром крупнейшего региона России - Восточной Сибири, в которую входили Забайкалье, Якутия, весь северо-восток до Тихого океана. Иркутску нужно было расширять, а врагов, готовых претендовать на город, к тому времени не было. Частокол разобрали, и на его месте появилась Большая Прешпектная улица, ныне улица Карла Маркса, единственная прямая улица в современном Иркутске. Разрушительный пожар 1879 года внес свои коррективы в законы строительства, поскольку именно отсюда начиналась граница, за которой было запрещено строить из дерева. Фактически это разделило старый Иркутск на две части: ближе к Ангаре остались в основном каменные постройки, а на другой стороне, где когда-то была окраина, вырос деревянный Иркутск.
История Иркутска
В 1652 году Иван Похабов построил возле Иркутска зимовье для торговли золотом и сбора пушных налогов с бурят. В 1661 году Яков Похабов построил неподалеку острог (небольшой форт). Острог получил официальные права города от правительства в 1686 году.
Иркутская тюрьма, основанная в 1661 году как форпост для продвижения русских исследователей в Приангарье, вскоре перестала быть только оборонительным сооружением из-за выгодного географического положения. Согласно историческим документам, спустя 10 лет, в 1671 году, здесь, помимо военнослужащих и ясаков, жили «пахотные крестьяне с женами и детьми». Возник посад, давший начало жилым кварталам будущего города. Что касается самой тюрьмы, то по мере роста ее влияния в регионе она дважды полностью перестраивалась (в 1669 и 1693 годах), увеличиваясь в размерах.
Судьба тюрьмы сложилась так, что ее военно-оборонительное значение было менее заметно, чем у других ранее возведенных фортов у Ангаров, например, Братска (1631 г.) или Верхоленска (1644 г.). Однако его расположение на перекрестке колонизационных, торговых и промышленных путей предопределило роль Иркутска в истории Восточной Сибири. В 1682 году он стал центром самостоятельной области, а в 1686 году получил статус города. Иркутск в начале 18 века делился на две части: «городок», или сама тюрьма, и «большой город». Первый стартовал с берега Ангары и представлял собой деревянную крепость с прилегающими постройками. В их числе каменное здание губернской канцелярии, дом вице-губернатора (бывшее воеводство) с амбарами и подвалами, церковь Спасителя. «Городок» был административным центром огромной Иркутской губернии с 1731 года.
В «большом городе», как назывался посад, была сосредоточена торгово-экономическая жизнь Иркутска. Населяли его в основном выходцы из северных регионов России: Великого Устюга, Яренска, Пинеги, Соль-Вычегды, Переяславль-Залесского, которые принесли в Сибирь свои традиции, обычаи и культуру.
Первое автомобильное сообщение между Москвой и Иркутском - Сибирский путь - было построено в 1760 году и принесло пользу городскому хозяйству. Многие новые товары, часто импортируемые из Китая через Кяхту, впервые стали широко доступны в Иркутске, в том числе золото, бриллианты, мех, дерево, шелк и чай. В 1821 году в рамках реформ Михаила Сперанского Сибирь была административно разделена по реке Енисей. Иркутск стал резиденцией генерал-губернатора Восточной Сибири.
В начале 19 века многие русские художники, офицеры и дворяне были отправлены в ссылку в Сибирь за их участие в восстании декабристов против царя Николая I. Иркутск стал для этих ссыльных крупным центром интеллектуальной и общественной жизни, и они во многом развили культурного наследия города. У них были построены деревянные дома, украшенные резными украшениями ручной работы. Многие до сих пор выживают, что резко контрастирует с окружающими их стандартными советскими многоквартирными домами.
К концу XIX века население составляло один ссыльный на двух местных жителей. Люди самого разного происхождения, от участников восстания декабристов до большевиков, жили в Иркутске много лет и оказали большое влияние на культуру и развитие города. В результате Иркутск стал процветающим культурным и образовательным центром Восточной Сибири.
С 1848 по 1861 год граф Николай Муравьев-Амурский был генерал-губернатором. Он присоединил Амурский край к России, однако тут же проявил необузданный деспотизм и крайнюю жестокость. С момента открытия сообщения по Амуру в 1854 году на пути из Петербурга к Тихому океану старый Якутский тракт начал приходить в упадок. Население города составляет 28 тысяч человек, из них ссыльных - 3768 человек.
В 1879 г., 4 и 6 июля, пожар вышел из-под контроля, уничтожив дворец генерал-губернатора, а также главные административные и муниципальные учреждения. Многие другие общественные здания, в том числе правительственный архив, библиотека и музей Сибирского отделения Русского географического общества, были полностью разрушены. Было разрушено три четверти города, в том числе около 4000 домов. Город быстро восстановился, в 1896 году было проведено электричество. Первый театр был построен в 1897 году, а крупный вокзал открылся в 1898 году. Первый поезд прибыл в Иркутск 16 августа того же года. К 1900 году город получил прозвище «Сибирский Париж».
Во время Гражданской войны в России, разразившейся после Октябрьской революции, Иркутск стал местом многих яростных, кровавых столкновений между «белым движением» и «большевиками», известными как «красные». В 1920 году в Иркутске казнили Александра Колчака, некогда внушавшего страх командира крупнейшего контингента антибольшевистских сил. Это эффективно уничтожило антибольшевистское сопротивление.
С 1936 по 1937 год Иркутск был административным центром недолговечной Восточной Сибирской области. Впоследствии город стал административным центром Иркутской области после того, как Восточно-Сибирская область была разделена на Читинскую и Иркутскую области.
В коммунистические годы всячески поощрялась индустриализация Иркутска и Сибири в целом. Большое Иркутское водохранилище было построено на реке Ангара в период с 1950 по 1959 год для выработки гидроэлектроэнергии и содействия промышленному развитию.
Богоявленский собор (построен в 1718–1746 гг.)
Богоявленский собор, дворец губернатора, медицинская школа, музей, военный госпиталь и коронные заводы входят в число государственных учреждений и зданий. Памятник Александру Колчаку, спроектированный Вячеславом Клыковым, был открыт в 2004 году. 27 июля 2004 года Иркутская синагога (1881 г.) была уничтожена пожаром.
В декабре 2016 года 74 человека в Иркутске умерли в результате массового отравления метанолом после употребления этого токсичного заменителя алкоголя.
В 2018 году BBC сообщила, что средняя продолжительность жизни мужчин в Иркутске составляет всего 63 года. Общество пришло в упадок, и их здоровье заметно пострадало.
Климат
В июле средняя температура составляет 18 ° C с небольшими дождями, но к январю температура опускается типично сибирским способом до -19 ° C. В начале сентября местная листва становится самой прекрасной.
Как добраться до Иркутсква
Самолетом
1 Международный аэропорт Иркутск (IKT IATA) (находится в 5 км к востоку от центра города). Прямые рейсы выполняются в / из Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Новосибирска, Владивостока, Якутска и ряда других городов России. Международные рейсы выполняются в / из Улан-Батора, Оша, Сеула, Бангкока, Пекина и Ташкента. Международный аэропорт Иркутск (Q1431564) в Викиданных Международный аэропорт Иркутск в Википедии править
Между аэропортом и площадью Кирова (возле гостиницы «Ангара») и другими точками исторического центра часто курсируют автобусы, трамваи и маршрутки. Поездка на общественном транспорте стоит примерно 20 руб.
Поездом
1 вокзал Иркутск-Пассажирский (Иркутск-Пассажирский), ул. Челнокова, Терешковой (Улицам Челнокова, Терешковой) (маршрутки: № 6, 16, 20, 72, 77, 80, 80к 116; трамвай 1, 2, 4а;). Пригородные линии на Байкальск, Большой Луг, Военный Городок, Мальту, Половину, Усолье Сибирское, Черемхово, Выдрино, Глубокую, Зыму, Половину, Кайю, Подкаменную, Слюдянку. редактировать
Большинство путешественников прибывают в Иркутск по Транссибирской магистрали. Иркутск находится примерно на полпути между Москвой и двумя восточными конечными городами, Владивостоком и Пекином, что делает его хорошим местом, чтобы прервать поездку, хотя бы для того, чтобы размять ноги и купить продукты. Рядом проходит Байкало-Амурская магистраль, соединяющая с более северными городами.
Кроме Москвы, есть также прямые рейсы из большинства городов России, таких как Санкт-Петербург (86 часов), а также из Минска (94 часа) и Варшавы (113 часов).
Другие популярные направления: Владивосток, Пекин, Улан-Батор, Новосибирск, Челябинск, Чита, Хабаровск, Северобайкальск, Улан-Удэ, Нерюнгри, Благовещенск, Усть-Илимск, Новокузнецк, Пенза, Кисловодск и Абакан.
Остерегайтесь водителей такси на вокзале, если вы приедете поздно вечером на поезде. Поездка на такси до центра города стоит всего 200-300 руб. Нелицензированные такси будут взимать с вас завышенную плату. Если возникнут разногласия, попросите владельца хостела / отеля подойти к такси и назначить правильный тариф.
Что посмотреть
Исторический центр Иркутска относительно компактен и доступен для пеших прогулок. Пробки на дорогах - это неплохо для города с населением почти 600 000 человек.
Для тех, кто хочет сэкономить время или путешествовать между одной стороной реки и другой, система общественного транспорта - хороший вариант. Полезно знать, по крайней мере, как читать знаки на автобусах и автобусных остановках, а в маршрутных такси нужно позвать водителя, чтобы попросить остановку. Как ни странно, названия основных автобусных остановок вывешены на крышах киосков параллельно дороге, так что названия не часто видны изнутри автобуса. Стоимость проезда в автобусе и маршрутке обычно составляет 15 руб. Местный этикет - платить водителю при выходе из автобуса и троллейбуса (поэтому выйти из него можно только через парадную дверь). В трамвае билеты нужно покупать у водителя, а затем проштамповать в машине на борту.
Туристическая информация: 2 бюро туристической информации, в Доме Европы, ул. Ф. Энгельса, 21 (очень дружелюбно и полезно).
Прокат велосипедов: Skiwalker, улица Култукская, 15, предлагает прокат велосипедов.
Что купить
Резьба по дереву, шкатулки из березы, лаковые шкатулки - типичные сувениры Сибири. В нескольких отелях есть сувенирные лавки в холле, а в Краеведческом музее на ул. У Karla Marksa 2 тоже неплохой выбор в сувенирном магазине.
Камуси - это зимние сапоги, используемые коренными сибиряками из оленьего, лосиного или другого меха. Одно из мест, где можно купить - небольшой магазин напротив автовокзала на ул. Октябрьской Революции 20Б называется «Айхал». Он находится во дворе за некоторыми киосками, поэтому его нужно поискать. У них есть камуси для мужчин, женщин и детей по ценам от 3000 руб.
Что поесть
Из местных деликатесов можно попробовать Омуль, Сиг и Хариус - местные рыбы, обитающие в озере Байкал (их можно найти во многих ресторанах). Хариус холодного копчения хорошо сочетается с пивом. Хариус горячего копчения можно найти в поселках Листвянка или Култук у озера Байкал. Цена зависит от размера рыбы и обычно составляет около 150-250 руб за одну. На Центральном или Новом рынке (Новый Рынок) можно купить хариус и сиговую икру - вкусно.
Национальные бурятские пельмени (пьяные, позы) можно найти в кафе «Амрита». Это особая бурятская сеть быстрого питания с несколькими кафе в центре города. Дешево, вкусно. Pozy - это тушеные мясные (говядина со свининой) большие пельмени, которые нужно есть только руками.
Мнение туристов о городе Иркутск
Иркутск, расположенный на берегу реки Ангара и богатый историческим наследием, оставляет противоречивые впечатления у своих посетителей. Рассмотрим достоинства и недостатки города, основываясь на отзывах туристов.
Достоинства:
1. Отмечается доброжелательность и приветливость местных жителей, создающих теплую атмосферу и делающих город пригодным для туристов и новых жителей.
2. Старинные здания, дома декабристов, и множество религиозных сооружений предоставляют увлекательную историю, оставляя путешественникам невероятные впечатления.
3. Город славится своей красивой архитектурой, многочисленными церквями и зелеными зонами, создавая уникальную атмосферу для прогулок и отдыха.
4. Для любителей природы Иркутск становится удобным пунктом отправления к самому глубокому озеру в мире - Байкалу, что является безусловным преимуществом.
5. Отмечается строительство новых районов и доступные цены на жилье, что может привлечь новых жителей.
Недостатки:
1. Некоторые отзывы подчеркивают убитый вид старых домов и неудовлетворительное состояние общественного транспорта, что может омрачить общую картину города.
2. Проблемы с продуктовыми магазинами и высокие цены могут создавать трудности для жителей и туристов, особенно в сравнении с Москвой.
3. Существует проблема с неухоженными деревянными домами в центре, а также плохими дорогами и неудобной планировкой проездов.
4. Холодный климат становится вызовом для тех, кто не привык к сибирским условиям.
В итоге, Иркутск предлагает уникальный опыт, но требует внимания к некоторым проблемам, чтобы сохранить свой исторический шарм и сделать его более привлекательным для туристов.