Самара - шестой по величине город в России и столица одноименного региона, находится на реке Волге в европейской части России. Это крупный экономический, промышленный и культурный центр.
Город расположен в месте слияния рек Волги и Самары. Занимает площадь 541,382 квадратных километра и является восьмым по величине городом в России и десятой агломерацией, третьим по численности населения городом на Волге, а также в Приволжском федеральном округе.
Самара, которая раньше была закрытым городом, теперь является крупным и важным социальным, политическим, экономическим, промышленным и культурным центром России, где в мае 2007 года проходил саммит Россия-ЕС. Здесь континентальный климат, характеризующийся жарким летом и холодной зимой. Жизнь самарцев всегда была неразрывно связана с рекой Волгой, которая на протяжении нескольких столетий не только служила главной торговой артерией России, но и обладала огромной визуальной привлекательностью. Набережная Самары является одним из основных мест отдыха как местных жителей, так и туристов.
Город получил название в честь реки Самара, что, вероятно, означает «летняя вода» (она замерзала зимой) на индоиранском языке, на котором говорили здесь около третьего тысячелетия до нашей эры. Город Самара дает название самарской культуре, неолитической культуре V тысячелетия до н.э., а Курганная гипотеза связывает регион с исконной родиной (урхейматом) праиндоевропейского языка.
Самара была основана в 1586 году при строительстве русской крепости на Волге. Однако поселение там упоминается как минимум с 14 века. Во время Великой Отечественной войны Самара, тогда Куйбышев, была второй столицей СССР. Рост города стимулировался во время войны из-за его близости к Москве, но удаленности от зоны боевых действий; несколько правительственных учреждений были эвакуированы в Куйбышев, когда Москве угрожала опасность. Помогла и послевоенная разработка Волго-Уральского нефтяного месторождения. Куйбышев снова стал Самарой в 1991 году.
В качестве культурного центра Самара привлекала нескольких известных творческих россиян. В городе жили писатели Толстой и Горький, художники Илья Репин, Василий Суриков и Иван Айвазовский, революционеры Михаил Фрунзе и Владимир Ленин. Даже Александр Дюма побывал в 1858 году, он описывает все свое путешествие, в том числе и свои впечатления от Самары, в «От Парижа до Астрахани».
Как добраться в Самару
На самолете: Международный аэропорт «Курумоч» (KUF IATA). Рейсы из Дубая, Франкфурта и Праги. Внутрироссийские рейсы осуществляются до десяти раз в день из Москвы, а также прямые рейсы из Санкт-Петербурга, Красноярска, Перми, Ростова-на-Дону и Владивостока.
Автобусом: Центральный автовокзал, улица Авроры 207 (угол улиц Авроры и Московского шоссе). Более дешевой альтернативой является поездка на ночных автобусах, которые ходят из близлежащих городов, таких как Нижний Новгород, Пермь и Москва.
Поездом: Железнодорожный вокзал Самары — явный признак ее нефтяного богатства. Комсомольская площадь (пересечение улиц Льва Толстого и Улицы Спортивной).
Сюда заходят почти все поезда, соединяющие Сибирь и Дальний Восток России. Ежедневно из Москвы отправляется не менее пяти рейсов, включая поезд повышенной комфортности «Жигули». Время в пути варьируется от 13 до 20 часов в зависимости от поезда. Ежедневно из Санкт-Петербурга ходят поезда, причем самое быстрое сообщение ходит раз в два дня и занимает всего 18 часов. Ночные поезда прибывают и из Екатеринбурга.
На корабле: Речной вокзал, Ул.Максима Горького 82
На машине: Если вы путешествуете на собственном автомобиле, Самара находится по трассе М5, также известной как Уральское шоссе. Расстояние от Москвы чуть более 1000 км.
Городская планировка
Освоение территории современной Самары началось в 16 веке с основания Самарской крепости. До основания крепости здесь находились причалы для волжских судов. Официальной датой основания слободы был указ царя Федора Иоанновича от 1586 г. Расположение города было предопределено несколькими факторами: стратегическое положение для обеспечения безопасности от набегов кочевых племен; экспансия Русского государства в Среднем и Нижнем Поволжье; удобное расположение в степном ландшафте, на пересечении рек Волги и Самарки.
Крепость была деревянной с 11 башнями, окруженной валом и рвом, и занимала 5,2 га. Постепенно население крепости увеличивалось, а прилегающие территории осваивались. Одновременно с крепостью в 1586 г. на волжском склоне возникла Болдырская слобода, а около 1645 г. выше по течению Волги - Вознесенская слобода. В течение 17 века поселения слились в единое целое.
В 1688 году поселение получило статус города, что потребовало разработки первого межевого плана. Известно, что к началу 18 века город вытянулся узкой полосой вдоль волжского склона. С 1703 по 1706 год к востоку от старой крепости была построена новая земляная, ромбовидной формы. Планировка была бессистемной, с небольшими блоками причудливой формы. Почти всю территорию занимали жилые дома, а административные, торговые и военные постройки были сосредоточены только в крепости. Территории по берегам Волги и Самарки занимали пристани и амбары. К 1717 году в Самаре насчитывалось 210 мещанских домов и 17 домов ясачных крестьян. Поселение росло медленно из-за приграничного положения и к концу 18 века занимало 61,2 га территории, компактно раскинувшись вдоль берегов Волги.
В 1763 году императрица Екатерина II подписала указ «О составлении всех городов, их зданий и улиц особых планов для каждой губернии особенно». В 70-х годах развернулась обширная деятельность «Комиссии о каменных стройках Петербурга и Москвы» по восстановлению провинциальных городов. В это же время началась разработка первого генерального плана Самары. В 1764 году поселок изменил свой административный статус, став слободой. В 1780 году вновь получил статус уездного города. В 1765 и 1772 годах он сильно пострадал от пожаров. Несмотря на эти препятствия, в 1782 г. Самара получила первый генеральный план с прямоугольной сеткой улиц.
По плану территория города подлежала полной перепланировке: были ликвидированы все постройки, за исключением нескольких церквей, домов и крепости. В 1796 году был составлен второй план реконструкции, идентичный первому. В результате его реализации к 1804 году территория Самары увеличилась до 70,4 га. Основой планировки северной части города послужил прямоугольный квартал размером 130×260 м. Южная часть поселения сохранила свой нерегулярный характер. Основной тип застройки этого периода – малоэтажная усадьба. Направления улиц определялись направлением канала, так называемого Самарского прорыва.
Город был разделен на функциональные зоны: жилые кварталы с торговыми объектами, административные и культовые здания. Общинные центры располагались вокруг церквей и у корабельной пристани. Кузницы располагались на окраинах города. Крепость занимала 3,6 га, делилась на жилую зону, административную зону (канцелярии, тюрьма, склад), общественную (суд, дума), торговую, промышленную (склады, пристани, кузницы, амбары).
В 1804 году был составлен новый план реконструкции и расширения Самары по образцу предыдущих. Старые постройки на юге города были снесены, а на их месте появилась регулярная планировка. В 1839 году план был почти полностью реализован. Территория Самары увеличилась в 3,5 раза (246,4 га). Город занимал всю территорию по водоразделу рек Волги и Самары, берега которых были застроены пристанями, зерновыми амбарами, складами, мелкими промыслами. Самарская крепость еще сохранилась, но уже потеряла свое значение.
В 1840 г. был утвержден новый план застройки, согласно которому территория города расширялась дальше по водоразделу с сохранением планировочной структуры. Новый план отразил характер преобладавшей деревянной застройки (каменные дома составляли всего 10% от общего числа). Размер кварталов остался прежним, город рос за счет прилегающих сельскохозяйственных угодий. Как крупный торговый центр, с железной дорогой Самара в 1851 г. получила статус губернского города. Генеральный план 1853 г. регламентировал только застройку в черте города, однако слобода стала хаотично разрастаться, появились многочисленные промышленные объекты: кожевенные, маслобойные, кирпичные заводы и мельницы. Развитие судоходства по Волге привело к тому, что пристани, склады, лесопилки и другие заводы заняли все волжское побережье города. С 1875 по 1877 год через Самару была построена частная железная дорога на Оренбург, проложенная по берегам реки Самары. Жилая часть города была отрезана от берегов промышленных рек, за исключением небольшого участка Струковского сада, выходящего на Волгу. К концу 19 века Самара представляла собой единое планировочное пространство с регулярным планом (за исключением Засамарской слободы, возникшей не позднее конца 18 века).
1937 год Генплан - Большой Куйбышев
Стремительный рост Куйбышева потребовал разработки в 1937 году нового генерального плана «Большой Куйбышев», который был рассчитан на перспективу, до 1956 года. Он предусматривал значительное расширение города, превратив его в крупный промышленный центр. Основные композиционные оси возникли по водоразделу рек Волги и Самары, а вторая ось - Ново-Садовая улица. В структуре выделяются основные городские центры - Самарская площадь и площадь Ботанического сада.
Существующие исторические здания были отремонтированы и перепланированы, старые кладбища и церкви снесены для размещения новых объектов общественного и культурного назначения. Полной реализации задуманного помешала начавшаяся Великая Отечественная война. В 1940-е годы в Куйбышев были эвакуированы крупные оборонные заводы, в связи с чем площадь города за годы войны и первые послевоенные годы увеличилась на 50%, составив к концу 40-х годов 6651,3 га. Фабрики и фабрики располагались вдоль железной дороги, восточнее старого города, на пустынных площадях. Между ними и старым городом возникли новые жилые массивы. Новое строительство развернулось и на других ближайших окраинах и далее на периферии.
В 1949 году был принят новый генеральный план Самары, в соответствии с которым развивалась транспортная система (появление новых автомобильных дорог), застраивался новый промышленно-жилой район Безымянка, осваивались новые территории, появлялись новые планировочные единицы - микрорайоны. Развитие города шло интенсивными темпами: застраивались Кировский район, село Кряж, устье Сухой Самарки. Шли работы по благоустройству, реконструкция площадей (площади Куйбышева и Чапаева), закладка ЦПКиО. Новый городской каркас был сформирован общественными центрами и основными магистралями, соединяющими отдаленные районы с историческим центром. Однако до конца 1950-х годов город представлял собой конгломерат разрозненных рабочих поселков, расположенных вокруг крупнейших промышленных предприятий. В такой системе ключевыми были два центра:
Старый город (исторический купеческий) и новый промрайон Безымянка (социальный город). Безымянка была связана со Старым городом железнодорожной веткой и автобусными маршрутами. Эта двухчастная структура города просуществовала до конца 20 века. В 1950-е годы в процессе строительства местная архитектурная школа смогла сформировать выдающиеся архитектурные ансамбли, связавшие рабочие поселки в единую городскую систему, - это здания Площади Революции, Куйбышевской, Самарской, Чапаевской, Сельскохозяйственной, Кировской, Улицы Победы, Киров, Металлургов, Юных пионеров, Куйбышев, Ново-Садовая, Масленникова, Советской Армии и набережная Волги.
История города Самара
Самара вместе со своим северным соседом Казанью находится в центре Идель-Уральского исторического региона. Ахмад ибн Фадлан посетил территорию, которая сейчас является Самарой, около 921 года во время своего путешествия к волжским булгарам, которые тогда контролировали регион из своей столицы Болгар.
Легенда гласит, что Алексий, митрополит Московский, впоследствии святой покровитель Самары, посетил место города в 1357 году и предсказал, что на этом месте будет воздвигнут великий город и что город никогда не будет разорен. Волжский порт Самара фигурирует на итальянских картах XIV века. До 1586 года Самарская Лука была пиратским гнездом. Дозорные замечали приближающуюся лодку и быстро переходили на другую сторону полуострова всякий раз, когда пираты организовывали нападение. Официально Самара началась с крепости, построенной в 1586 году на слиянии рек Волги и Самары. Эта крепость была пограничной заставой, защищавшей тогдашние восточные рубежи Руси от набегов кочевников. Местная таможня была создана в 1600 году.
По мере того, как все больше и больше кораблей заходили в порт Самары, город превратился в центр дипломатических и экономических связей между Россией и Востоком. Самара также открыла свои ворота крестьянам-военным повстанцам во главе со Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым, встретив их традиционным хлебом-солью. Город посещали Петр Великий, а затем и цари.
В 1780 г. Самара была преобразована в уездный город Симбирской губернии под надзором местного генерал-губернатора, учреждены уездные и земские суды и Казначейская коллегия. 1 января 1851 г. Самара стала центром Самарской губернии с населением около 20 000 человек. Это дало толчок к развитию экономической, политической и культурной жизни общины. Самара находилась за пределами черты оседлости, и поэтому до конца 19 века в ней не было значительного еврейского населения. В 1877 году, во время русско-турецкой войны, миссия Самарской городской губернской думы во главе с Петром Алабиным, как символ духовной солидарности, привезла сшитое в Самаре знамя, пробитое пулями и пропитанное кровью как русских, так и болгар, в Болгарию, ставшую символом русско-болгарской дружбы.
Советский период
В 1935 году Самара была переименована в Куйбышев в честь лидера большевиков Валериана Куйбышева.
Во время Второй мировой войны Куйбышев был выбран в качестве альтернативной столицы Советского Союза на случай, если Москва падет перед вторгшимися немцами, до лета 1943 года, когда все было перенесено обратно в Москву. В октябре 1941 г. в город были эвакуированы партийные и правительственные организации, дипломатические представительства иностранных государств, руководящие учреждения культуры и их сотрудники. Землянка для Иосифа Сталина, известная как «Бункер Сталина», была построена, но так и не использовалась. Чтобы отметить его роль столицы страны военного времени, 7 ноября 1941 года на городской площади Куйбышева был проведен специальный парад в честь Дня революции, а с 2011 года он упоминается в ежегодном военном параде, организованном городскими властями.
Будучи ведущим промышленным центром, Куйбышев сыграл большую роль в вооружении страны. С первых же месяцев Великой Отечественной войны город снабжал фронт авиацией, огнестрельным оружием и боеприпасами. Медицинские центры и большинство больничных учреждений города были преобразованы в базовые больницы. На территории Приволжского военного округа были сформированы польские и чехословацкие воинские части. Самарцы тоже воевали на фронте, многие из них были добровольцами.
После войны в Куйбышеве быстро развивалась оборонная промышленность; существующие предприятия изменили свой профиль и были построены новые заводы, в результате чего Куйбышев стал закрытым городом. В 1960 году Куйбышев стал центром противоракетной защиты страны. Ракета-носитель «Восток», доставившая на орбиту первый пилотируемый космический корабль, была построена на Самарском заводе «Прогресс». Юрий Гагарин, первый человек, побывавший в космосе 12 апреля 1961 года, после возвращения на Землю отдыхал в Куйбышеве. Находясь там, он выступил на импровизированном митинге работников «Прогресса». Куйбышевские предприятия сыграли ведущую роль в развитии советской отечественной авиации и реализации советской космической программы. В Самаре установлен необычный памятник штурмовику Ильюшину Ил-2, собранному куйбышевцами в конце 1942 г. Именно этот самолет был сбит в 1943 г. над Карелией, но тяжелораненый летчик К. Котляровский успел совершить аварийную посадку самолета у озера Ориярви. Самолет был возвращен в Куйбышев в 1975 году и выставлен на обозрение на пересечении двух крупных дорог как символ подвига тружеников тыла и летчиков ВВС в годы Великой Отечественной войны.
Постсоветский период
В январе 1991 года городу было возвращено историческое название Самара. Самара — один из крупных промышленных городов России с многонациональным населением.