Воскресенский собор построен во второй половине XVII века на правом берегу Волги в западной части города, бывшей Борисоглебской слободы, на возвышенности над рекой.
Работы длились с 1652 по 1678 год и заменили старую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба, давшую название слободе. колокольня датируется 18 веком.
Храм не закрывался в советское время, что позволило сохранить богослужебное убранство, иконостас, иконы и внутреннее убранство. Он увенчан пятью барабанами, каждый из которых увенчан выпуклым куполом, увенчанным крестом. Он окружен двумя крыльями. Нижний храм посвящен Богородице Одигитрии. Соборная церковь имеет два придела, северный посвящен апостолам Петру и Павлу и южный святым Борису и Глебу. Он окружен галереей, своды которой служат окнами в нижнюю церковь.
С южной стороны, с которой открывается вид на город, и с западной стороны к зданию примыкает флигель, выходящий на галерею. Эти крылья не центрированы, а немного отклонены влево. Стены северной апсиды поддерживаются контрфорсами. Часть главного алтаря имеет три полусферические апсиды на двух уровнях.
Церковь занимает большую площадь. В нем представлены те же черты, что и в ярославских храмах, только в более завершенном виде. Это типичный образец популярной русской архитектуры. Общий силуэт прост и гармонирует с умиротворяющим пейзажем берегов Волги. Двухъярусная бумага обертывает кубическую церковь с трех сторон. Три портала с висящими ключами открывают доступ к длинным галереям, залитым светом и обильно украшенным фресками.
Наружные стены богато украшены фресками, рельефами и фризами.
Интерьер Воскресенского собора также богато украшен. Его иконостас в стиле барокко датируется 18 веком. Наиболее известна икона Спасителя, который изображен держащим в одной руке Писание, а другой благословляющим, в стиле Дени де Глуучица. Его высота составляет три метра.
Другой на южной стене представляет молящуюся Богородицу. Примечательно и деревянное распятие, слегка асимметричное. Балдахин и деревянная накладка с резным орнаментом вокруг святителя Николая Можайского, датируемая 1564 годом, представляет собой уникальный образец русской деревянной скульптуры прошлого с ее шестикрылыми серафимами и растительным орнаментом.
На левом берегу города Тутаева в старинном городе Романов находятся другие храмы: Крестовоздвиженский собор; Преображенская церковь в Казани.
Видео: Собор Воскресения Христова (Тутаев)
Архитектура
Колокольня и Святые ворота
Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты одновременно с храмом. Колокольня вынесена на значительное расстояние от храма в сторону алтарей на береговой откос. Это можно объяснить попытками архитекторов создать наиболее гармоничный и выразительный силуэт архитектурного ансамбля со стороны реки: так как Волга была важной судоходной дорогой, многие люди видели собор в первую очередь именно с неё.
Храм Воскресенского собора
Старая постройка была вытянута по оси восток — запад. Новые мастера создали пятиглавый четырёхстолпный двухъярусный храм, который обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богоматери Смоленской. У церкви два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла, и южный, Бориса и Глеба. Изначально слобожане просили архиерея позволить разместить на верхнем ярусе нового храма придел во имя Бориса и Глеба, в нижнем — во имя Николая Чудотворца, а на паперти — Благовещенский и Петропавловский. Благовещенский придел, однако, так и не был построен.
Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых расположены окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, сейчас она остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Небольшие окна есть также и между центральной частью и галереей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны у храма есть крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид.
Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею, повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ложных закомар, на которых присутствуют росписи, в настоящее время уже значительно стершиеся.
Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором и изразцами. Глубокие кессоны-ширинки с изразчатыми вставками подчеркивают горизонтальные членения галереи. Впервые в ярославском зодчестве четверик Воскресенского храма украшен так же пышно, как и галерея.
Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет кессонированный пояс из глубоких ширинок с изразчатыми вставками. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью. Росписи ложных закомар были переписаны маслом в конце XIX века и в 1952 году.