Чкаловская лестница — монументальный лестничный пролет в центре Нижнего Новгорода, соединяющий площади Минина и Пожарского, Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные. Самая длинная лестница в России.
Лестница является одной из самых узнаваемых достопримечательностей города. На Чкаловской лестнице устраивают спортивные забеги.
В 1985 году у подножия лестницы был установлен памятник лодке Герой. Лодка пользовалась популярностью у молодоженов. До 2008 года его пропеллеры постоянно украшались цветными лентами. Чтобы хоть как-то предотвратить это, были установлены металлические конструкции.
Ее построили архитекторы Александр Яковлев, Лев Руднев и Владимир Мунц. Лестница начинается от памятника Чкалову, возле Георгиевской башни Кремля. Она построена в виде восьмерки и состоит из 560 ступеней, если считать с обеих сторон. Количество ступенек снизу вверх — 442 справа. В местах пересечения боковых склонов расположены две смотровые площадки. У подножия лестницы установлен памятник лодке «Витязь», которая находится у Нижне-Волжской набережной.
Видео: Чкаловская лестница
История
Во времена Российской империи и до середины 1940-х годов 20 века место Чкаловской лестницы называлось Волжским склоном. Это было одно из самых популярных мест среди жителей и гостей Нижнего Новгорода. Наверху был полукруглый уступ, с которого открывался вид на пойму Бора. Сейчас там памятник Чкалову.
Первые идеи строительства лестницы на волжском склоне были выдвинуты председателем Горисполкома Александром Шульпиным в 1939 году. Лестница должна была соединить центр города с Волгой и превзойти потемкинскую Лестница в Одессе. Но реализации проекта помешала Вторая мировая война (Восточный фронт).
Реализация планов затянулась до 1943 года. В этом году Горький начал активно восстанавливать разрушенные после немецких бомбардировок здания и промышленные предприятия. Тогда Шульпин снова стал продвигать свою идею. В том же году он поехал в командировку в Москву и представил проект ленинградским архитекторам Александру Яковлеву, Льву Рудневу и Владимиру Мунцу. Когда согласие было получено, правительство Москвы выделило деньги на строительство этой грандиозной лестницы в честь победы в Сталинградской битве. Сама лестница должна была называться Сталинградской лестницей.
Строительство было начато в том же году, велось немецкими военнопленными. Лестница была открыта в 1949 году. На ее строительство председатель горисполкома потратил около 7 миллионов рублей, был арестован за хищение государственных средств по Ленинградскому делу. Был реабилитирован после смерти Сталина.