Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо в Пушкинском музее Москвы

Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо в Пушкинском музее Москвы

Важнейшим прецедентом российско-японского года, несомненно, будет считаться предложенная массовому зрителю выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Общепризнанные японские живописцы и мастера росписи представят более 130 сокровищ разных жанров, которые до этого в России не показывались. Большинство из них имеют безусловно особое значение для Японии и практически не вывозятся за границы государства. Демонстрация всей палитры, наиболее яркого отрезка восточного искусства, организована благодаря поддержке ПАО НК «Роснефть».

Основная часть картин доставлена из Страны Восходящего Солнца. Шедевры владеют специальными рангами: у некоторых имеется высочайшее положение - они являются мировым достоянием, многим присвоено звание ценнейших объектов культурного достояния, еще несколько отмечены как особо значимые экспонаты искусства.

Их демонстрация в Государственном музее им. А.С. Пушкина организована в последующие стадии: одна половина раритетов выставлена на обозрение в сентябре, другая будет доступна в октябре. Чередование вызвано необычайной хрупкостью творений: рисунки на бумажной основе и на натуральной шелковой ткани – нежные экспонаты, для них требуются особые параметры перемещения, защиты и демонстрирования. В Японии утверждены нормы, регламентирующие пребывание уникальных предметов в доступе для широкого просмотра. Они могут пребывать в салонах максимум четыре недели, так как очень редко покидают свои привычные места. Зрители смогут созерцать кардинально отличающиеся демонстрации.

Наблюдателями вернисажа выступают как российские, так и японские ведущие специалисты в области искусствоведения.

Интересное об экспозиции Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо

Средневековая эпоха Эдо благоприятствовала возникновению многочисленных течений в творчестве. По окончании продолжительных междоусобных войн управлять страной начали сёгуны клана Токугава, они управляли ею более 260 лет. Это второй по продолжительности период правления после династии Хэйан. Воцарившийся мир дал начало быстрому развитию ремесел. Знатный самурай Токугава Иэясу сделал городок Эдо столицей государства. За короткое время из маленькой деревни рыбаков он вырос в огромный мегаполис с населением в несколько сот тысяч.

Эпоха характеризуется подъемом городской культуры. Крепости укрупнялись, на больших торговых путях, в морских бухтах образовывались крупные населенные пункты. Появились гильдии мастеровых и торговцев, они, наряду со знатью, выступают основателями художественных тонкостей периода. В предыдущее время созерцание культурных ценностей позволяли себе только священнослужители и вельможи. Творчество было в распоряжении исключительно аристократов, расцвет эпохи позволил иметь предметы искусства и состоятельным лавочникам, и простым жителям. Прогрессу помогало изобретение тиражного печатания и рисунка на деревянных поверхностях - искусство укиё-э.

На вернисаже размещены труды живописцев наиболее престижной школы - Кано, расширившей свой приоритет на всю территорию империи. Там присутствуют полотна, изображенные оригинальными творцами, относившимися к разнообразным течениям, пик их развития относится к спокойному средневековью. Наиболее известные представители течений широко известны и в нашей стране: Огата Корин, Маруяма Окё, Ёса Бусон, Ито Дзякутю. Утонченные изысканные рисунки в конце 19 столетия очень сильно впечатлили художников Европы, и это их массовое пристрастие породило новое течение изобразительного творчества, получившее всем известное наименование «японизм».

В экспозиции будет присутствовать весь диапазон стилей утонченной восточной лаконичной живописи: изображения природы, изображения людей, картины, представляющие бытовые сцены из жизни. Посетителям будут доступны для просмотра необычные артефакты: роскошные свитки с иллюстрациями моментов из литературных произведений, принадлежащими кисти известнейшего Икэно Тайга, свитки посвященные повествованию «Исэ-моногатари», роману-новелле «Гэндзи-моногатари», считается, что дама при дворе императрицы является его создателем, и своеобразное лаконичное сочинение буддиста-отшельника «Записки от скуки». Пейзаж представляется разными традиционными направлениями, символизирущими как противоположные точки зрения настоящей буддистской философии, так и обычное в миниатюрных изображения природы. Практически все работы по технике исполнения уникальны – это живопись тонкой кистью на натуральной шелковой ткани и рисовой бумаге водорастворимыми красками на водной основе, это печатная графика на деревянных поверхностях.

Разнообразны они и по форме: для просмотра посетителям будет доступна роспись на ширмах и раздвижных перегородках, служащих в быту для разделения площади в доме. Зрители увидят свитки в вертикальном положении, под них в жилище предусмотрены углубления в стене особого назначения - токонома. Свитки в горизонтальном положении - эмакимоно, по большей части, они воспроизводили естественное течение жизни, поэтому просматривать их нужно понемногу разворачивая впереди себя.

Руководитель музея им. А.С. Пушкина Марина Лошак очень точно подметила: «Музей в течение одного века своего существования ознакамливал зрителей с роскошными творениями японской художественной культуры из государственных запасников и из закрытых собраний. Мы владеем богатейшим в нашей стране собранием японских картин и рисунков, многократно демонстрировавшимся как в столичных городах, так и в других городах нашей большой страны и в Стране Восходящего Солнца. Выражаю уверенность, что неравнодушными останутся все ценители восточной экспозиции, она станет реальным откровением и надолго останется запоминающимся олицетворением российско-японского года».

Как отмечает наблюдатель экспозиции, Айнура Юсупова: «Представление уникальных произведений самобытной средневековой эпохи в Пушкинском музее – мероприятие неординарное. Современные выставочные залы, для доступного показа аналогичные вернисажи проводили эпизодически. Однако, если сравнивать предыдущие выставки, доставляемые из островной страны, то демонстрация в нашем музее не будет иметь аналогов, в связи с тем, что продемонстрированы неоднозначные для восточного творчества произведения икусств. Пример - известнейшая створчатая ширма изображающая буддистских божеств, принадлежащая авторству великого Огаты Корина, ее репродукция размещается на переплетах престижных публикаций по хронологии творческой деятельности Японии».

Искусство Эдо доступно всем

Период Эдо - пик подъема не только изобразительного творчества, но и литературы. Стихотворения посвящали возлюбленным, стихотворным творчеством тренировали ум чиновники, военные тоже были не чужды прекрасному. Поэзия поможет наиболее полно осознать изящное очарование рисунков. Сотрудникам музея и неповторимому коллективу неслышащих актеров "Недослов" удалось создать уникальное представление, в нем профессиональные исполнители «расскажут» с помощью жестов и мимики великие творения известнейших японских поэтов. Оно приурочено, специально, к открытию Года Японии в Российской Федерации. Жизненное воспроизведение стихотворений при помощи жестов, в границах программы Инклюзивного фестиваля состоится 17 сентября в 18:30.

Программа, в рамках масштабного праздника, ознаменована еще одной значимой премьерой - презентация театра «Танец Буто», организованная Движением, которое претворяет в жизнь креативные проекты «Инклюзион» при Фонде поддержки слепоглухих «Со-единение».

Мир атрибутов в самобытной таинственной культуре состоит из иероглифов, значений и ранжирования. Приоритетное место среди хрестоматийных раритетов отведено створчатой ширме, вееру и свитку. Сенсорный практикум «Предметный мир Японии эпохи Эдо» познакомит с экспонатами без зрительного контакта. Нестандартные практикумы помогут всем, кто хочет, изучить атрибутику этого времени и прикоснуться к утонченному искусству. Занятия будут проходить: 21 и 27 сентября; 3 и 22 октября, начало в 12:00.

Дети и родители смогут поучаствовать в эксклюзивных практикумах. При помощи языка тела и мимики, под управлением неслышащего гида Светланы Бобковой, в повествование вольются новые краски. Практикум состоит из познавательного посещения вернисажа и последующего воспроизведения рисунка своими руками по впечатлениям от выставленных экспонатов.

Насыщенное содержание вернисажа «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» доступно абсолютно для всех посетителей благодаря актуальному замыслу «Доступный Музей». Организаторы выражают огромную признательность Благотворительному фонду «Абсолют-Помощь». Запоминающиеся моменты проекта можно будет просмотреть по хэштегу #ПушкинскийДляВсех в социальных сетях.

Другие записи категории Афиша