Это 50 рублей образца 1899 года, а это – один рубль 1892-го, а вот сюда посмотри… – Мой друг и топ-менеджер солидной государственной компании Сергей Курносов – страстный коллекционер, бонист со стажем. Его коллекция денег дореволюционных времен исчисляется тысячами экземпляров и миллионами рублей, потраченными на их приобретение. Недавно он решил расширить границы своего хобби и увлекся экземплярами периода «после 1917 года». Во время специально организованной для меня «экскурсии» по коллекции Курносов с гордостью достает из шкафа (сделанного, естественно, также в дореволюционную эпоху) свою недавнюю находку стоимостью более чем 0,5 млн рублей – редкий набор «образцов» денег, которые Временное правительство во главе с Александром Керенским готовило после победы Февральской революции, но которые так и не были пущены в оборот.
– Ты очень рациональный взвешенный человек, а тратишь столько денег на «бумажки». Зачем? Какова твоя конечная цель?
– Мой дед был коллекционером, папа по мелочи собирал – видимо, на генном уровне передалось, – отшучивается Курносов. – Хотя нет. Я не просто удовлетворяю свою страсть к собирательству, но и инвестирую. Кто-то вкладывается в стартапы, а я – в «бумажки», как ты выразилась. Например, за последние лет пять-шесть купюры времен Николая II выросли в цене примерно в 4–5 раз, а отдельные боны – в десятки. И, кстати, если судить по моим друзьям, то коллекционирование денег, как и антиквариата в целом, в последнее время стало очень модным и увлекательным во всех смыслах занятием.
Из-за роста конкуренции и зарубежного спроса главные игроки аукционного бизнеса – Sotheby’s и Christie’s – осваивают ритейл
Sotheby's и Christie's пересматривают свои бизнес-модели Гиганты аукционного бизнеса осваивают ритейл и интернет-торговлю
Интернет медленно, но верно выводит интерес к предметам старины за пределы категории «только для избранных». Онлайн-рынок антиквариата последние пять лет растет, по разным данным, на 20–30% ежегодно. По статистике площадки-агрегатора Dostami.ru, в 2007 году россияне потратили на приобретение антикварных товаров в сети около $2 млн, а по итогам 2012-го эта цифра уже превысила $40 млн. В текущем году, по оценкам экспертов, расходы на предметы старины достигнут $80–100 млн.
Если еще пять-шесть лет назад, когда россияне только начали с помощью Amazon и eBay приобщаться к покупкам антиквариата в сети, спросом пользовались недорогие предметы, то сегодня чисто эстетический интерес и любительские увлечения сменились инвестиционной привлекательностью и профессиональным коллекционированием.
Во многих странах мира развиты национальные поисковые системы и крупные площадки, торгующие предметами роскоши и старины (например, испанская Todocoleccion.net). Не меньшей популярностью пользуются и узкоспециализированные онлайн-ресурсы по продаже определенных антикварных категорий: так, ценители винтажа кучкуются на Rubylane.com, любители живописи – на Artprice.com, а филателисты мониторят Delcampe.net.
Кроме того, в последнее время на онлайн-рынке антиквариата (как, впрочем, и в любом другом сегменте электронной коммерции) набирают обороты сайты-агрегаторы вроде Sixbid.com и The-Saleroom.com, которые аккумулируют информацию об актуальных лотах множества аукционов (причем не только проходящих в интернете, но и в офлайн) и в режиме реального времени принимают заявки от пользователей. «Это удобно, – объясняет Курносов. – Не нужно хаотично открывать все новые и новые вкладки и переживать, что что-то пропустишь, торгуясь за лоты на нескольких площадках одновременно».
В рунете поторговаться за интересующий предмет старины на русском языке можно как на Molotok.ru, так и на других аукционных сайтах, имеющих соответствующие антикварные разделы (например, Meshok.ru, Aucland.ru, Antikwariat.ru). На любительском уровне антиквариатом торгуют также площадки вроде Avito.ru и многочисленные тематические сообщества в соцсетях – впрочем, подобный способ покупки чреват, поскольку трудно проверить подлинность товара и получить правдивую информацию о продавце.
Покупатели антиквариата в сети, по словам гендиректора Molotok.ru Романа Кузьмина, формируют несколько типажей. Самая многочисленная группа – арт-дилеры, которые день и ночь занимаются мониторингом сайтов на предмет появления новых интересных лотов. Такие пользователи хорошо подкованы и разбираются в ценообразовании, поэтому ловко и не колеблясь приобретают те или иные товары с прицелом на дальнейшую перепродажу.
В кризис для многих компаний онлайн-продажи становятся более перспективной сферой, чем традиционный шопинг
Интернет-продажи будут расти в пять раз быстрее рынка роскоши в целом Онлайн-торговля становится перспективной сферой для продавцов товаров класса люкс
Вторая, хотя не менее многочисленная группа онлайн-покупателей старины – увлеченные коллекционеры. Они, по словам Романа Кузьмина, покупают исключительно предметы той сферы, которой интересуются, и довольно спокойно относятся к стоимости товара – «если предмет человеку нужен, он не постоит за ценой и заплатит за него столько, сколько потребуют».
Также закупками антиквариата в сети время от времени занимаются люди, связанные с творческими и креативными профессиями, например дизайнеры, которым антикварная мебель или винтажные аксессуары требуются для очередного арт-проекта.
И наконец, существует довольно большой пласт «периодиков» – покупателей, которые приобретают антиквариат, возможно, раз в жизни в качестве оригинального подарка. Чаще всего в их поле зрения попадают инвестиционные золотые монеты, красивые старинные карты или гравюры, именные иконы, ювелирные изделия, посуда из серебра.
Впрочем, как отмечают эксперты, россияне пока далеко не самые активные покупатели антиквариата. Так, искусствовед и эксперт антикварного рынка Дмитрий Буткевич в одном из интервью рассказывал, что наибольшее количество предметов старины приобретают китайцы и американцы – примерно по 40% общемировых заказов, около 13% покупок совершают коллекционеры из Швейцарии, а Россия делит оставшиеся 7% с англичанами, французами, немцами и жителями ряда других стран.
Онлайн-продажи антиквариата в России по итогам 2013 года, согласно данным «антикварного» раздела Molotok.ru, выросли на 27%. При этом отдельные категории товаров показали куда более впечатляющую динамику, например частота покупок банкнот за год выросла в половину. По словам Кузьмина, больше всего денег россияне тратят на приобретение монет – в прошлом году на них было потрачено порядка 685,5 млн рублей. Следом идут предметы интерьера (чуть менее 300 млн рублей) и марки, фотографии и открытки – на них российские пользователи потратили примерно 228 млн рублей. На одном только сайте Avito сегодня опубликованы более 80 000 объявлений о продаже монет и около 12 000 объявлений с предложениями марок.
Пасхальные яйца – самые известные изделия ювелира (на фото – яйцо из березы)
Русский коллекционер собрал одну из крупнейших в мире коллекций Фаберже Собрание Александра Иванова стало основой частного музея
Главная проблема онлайн-рынка антиквариата – подлинность продаваемых лотов. Все собеседники отмечают, что вопрос защиты от мошенничества и разного рода обмана – ключевой для дальнейшего развития. Как минимизировать риски при покупке?
Здесь, как ни странно, действует правило «предупрежден, значит, вооружен». Собеседники единодушны в своей главной рекомендации: покупать следует только товары, продавцы которых способны предоставить документы, подтверждающие подлинность (чаще всего это заключения с подписями экспертов, аккредитованных Росохранкультурой и Министерством культуры РФ), или хотя бы готовы вернуть деньги, если приобретенный лот вдруг окажется поддельным по результатам независимой экспертизы. Онлайн-площадки обычно сами заключают договора с экспертами-оценщиками – как раз для того, чтобы у пользователей была возможность проверить «подозрительные» товары.
Помимо юридических методов обезопасить себя при совершении покупки помогают и установленные механизмы саморегулирования онлайн-площадок. Например, система рейтингов продавцов и отзывов покупателей есть почти у всех крупных ресурсов – от Molotok до eBay, и не следует пренебрегать подобной информацией. «Поскольку антиквариат в большинстве случаев – это недешевая покупка, стоит заранее подготовиться к ее совершению, изучив побольше информации как о конкретном предмете, так и об антиквариате из этой категории (как проверять, какая типичная стоимость и т. п.), – советует Роман Кузьмин. – Если речь идет о действительно дорогой покупке, лучше начать подготовку к сделке заранее, отследив изменения цены на определенном временном промежутке. Всегда стоит с недоверием относиться к описаниям товаров и словам вроде «ограниченное количество»: предметов может быть выпущено как 500 штук, так и 20 000 единиц, при этом оба тиража будут ограниченными».
В прошлом году наметилась любопытная тенденция – интересы из традиционных аспектов коллекционирования перетекают в новые. Например, эксперты отмечают мощный рост сегмента нумизматики периода СССР и современной России при одновременной стагнации спроса на монеты царской России.
Кроме того, увеличился спрос на ранее недооцененные сегменты вроде старинных книг, фотографий и винтажной продукции: молодое поколение все чаще обращает внимание на предметы недавнего прошлого их родителей. Именно за счет подобных, ранее не очень востребованных категорий в ближайшие годы продолжится динамичный рост рынка онлайн-антиквариата.
Хотя, конечно, тягаться с международными аукционными домами интернет-сегменту еще долго будет не по силам. Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s периодически за один только день закрывают торги на суммы, превышающие годовой оборот онлайн-торговли антиквариатом.