Красная линия – это пешеходный туристический маршрут по историческому центру Пензы, который был реализован на территории города под открытым небом. Совершив прогулку, Вы увидете основные достопримечательности города.
Пешеходный туристический маршрут Красная линия в Пензе
Памятник Первопоселенец
Памятник Первопоселенцу - памятник в г. Пензе, посвящённый основателям и первым жителям этого города. Монумент символизирует два начала в судьбе первопоселенцев Пензы - оборону юго-восточных границ Русского государства от набегов степных кочевников во второй половине XVII века и крестьянский труд. Является одним из наиболее известных и узнаваемых символов города, часто изображается на местной сувенирной и тематической продукции.
Памятник был установлен в 1980 году и расположен в исторической части города, где в 1663 году была возведена крепость Пенза.
Вместе с чугунной мортирой, остатками оборонительного вала крепости, восстановленным частоколом и символической звонницей на месте угловой крепостной башни скульптура Первопоселенца входит в мемориальный комплекс.
Двухметровая бронзовая композиция состоит из фигуры Первопоселенца, который в одной руке держит копьё, а другой опирается на плуг, и его коня. Она символизирует два начала в судьбе первых жителей Пензы – крестьянский труд и оборону рубежей от набегов кочевников.
У подножья скульптуры текст: «Лета 7171 1663 года велено на реке Пензе город строить».
Скульптурная композиция установлена над долиной Суры, от неё открывается вид на восточную и юго-восточную часть города, Засурье. Смотровая площадка обнесена чугунной решёткой с гербами старой Пензы. Авторы композиции: скульптор В.Г. Козенюк и архитектор Ю.В. Комаров.
Литературный музей
Литературный музей разместился в здании XVIII века, бывшей первой мужской гимназии. По ступеням резного старинного крыльца взбегали в 1820-х годах гимназисты, ставшие славой и гордостью Отечества: будущий великий филолог Ф.И. Буслаев, чьим трудам в области языкознания до сего времени завидуют западноевропейские ученые; В.Г. Белинский, создавший русскую театральную и литературную критику.
Большие, просторные залы помнят шаги бывшего директора гимназии, благородного наставника юношества И.И. Лажечникова, автора исторического романа «Ледяной дом», присутствие пензенского губернатора М.М. Сперанского, великого русского поэта В.А. Жуковского, сопровождавшего в путешествии по России наследника престола, будущего императора Александра II.
Литературная экспозиция поражает обилием имен писателей, чьи судьбы связаны с Пензенским краем. Здесь хранятся и экспонируются книжные сокровища трех столетий, - «сочинения, могущие возвысить душу и украсить сердце добродетелями». За каждым найденным, атрибутированным, научно обоснованным музейным предметом – пензенская страница российской словесности.
Каждая вещь – напоминание о чем-то безвозвратно ушедшем, как, например, изысканная ваза-сухарница из дома писателя и историка Н.М. Карамзина с надписью в медальоне «Е.К. 1832 г.» (Екатерина Карамзина).
Литературный музей не просто хранит атмосферу ушедших столетий, а стремится быть востребованным и способствовать формированию единого культурно-образовательного пространства.
Музей стал инициатором проведения первых Буслаевских и Купринских конференций, Радищевских, Загоскинских и Малышкинских чтений, участником региональных проектов в культурном туризме, выиграв два Гранта Сороса за разработку экскурсионных маршрутов «По старой Ногайской дороге» и «Анненковы: Реалии романтической любви».
Музейная экспозиция Литературного музея имеет неограниченные возможности. Сюда приезжают новобрачные на специальную поздравительную программу «Гранатовый браслет». В интерактивную литературную игру вовлечены свидетели молодоженов, гости, стремящиеся примерить подготовленные шляпки, узнать секреты лент, веера, мушек. Всех присутствующих угостят специальным десертом «Гранатовый браслет», который разработали сотрудники музея, а жениха и невесту попотчуют из старинной семейной вазочки Карамзиных конфетами «Гранатовый браслет» Пензенской кондитерской фабрики. Молодожены могут сделать свои первые семейные фотографии в старинных интерьерах музея.
Спасский Кафедральный Собор
Пензенский Спасский кафедральный собор, венчавший собой Соборную (Советскую) площадь, являлся великолепным памятником архитектуры эпохи классицизма и включал в себя двухэтажный пятикупольный храм и отдельно стоявшую колокольню, первоначально объединенные между собой открытой колоннадой, которая впоследствии была превращена в объем трапезной. Колокольня строилась с 1790 по 1799 год еще с благословения епископа Тамбовского Феофила.
Строился кафедральный собор с 1800 по 1824 год. В 1804 году был освящен главный престол нижней церкви собора - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1812 году - правый придел, во имя святой великомученицы Екатерины. В верхнем этаже освящение главного престола - во имя Всемилостивого Спаса состоялось в 1821 году, а правого придела, во имя Успения Божией Матери, - в 1832 году. В конце XIX века колокольня стала несколько выше, получив дополнительную стройность, более соответствующую облику самого собора, у которого чуть раньше были несколько изменены завершения главок.
Спасский кафедральный собор был не только архитектурным украшением города, но и своеобразной картинной галереей, настенная живопись которой по мере продвижения к алтарю в восьмидесяти сюжетах последовательно разворачивала перед посетителями всю библейскую историю Ветхого и Нового Завета. Картины были написаны в 1350-1S51 годах руководителем Саранской школы живописи Кузьмой Александровичем Макаровым и его учениками, Особым мастерством среди живописных работ отличались росписи его старшего сына, будущего академика живописи Ивана Кузьмича Макарова, заново переписавшего и отреставрировавшего многие из них в 1830-х годах. Кроме того, собор являлся местом пребывания главной святыни города - чудотворной Казанской иконы Божией Матери, подаренной новопоселенному граду Пензе царем Алексеем Михайловичем, спасшей, согласно преданию, наш город от набега кочевников в 1717 году во время Большого кубанского погрома. Здесь же хранились и пензенские реликвии - штандарты народных ополчений 1312 и 1855 годов.
Кафедральный собор в разное время посещали августейшие особы - великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, будущий император Александр II, великий князь Константин Константинович, августейший покровитель Пензенской Лермонтовской библиотеки, Николай II и великий князь Михаил Александрович. Здесь нашли упокоение пензенские епископы - особо почитаемый в народе Иннокентий, Афанасий, Амвросий 2-й, Григорий и Антоний 2-й, Первых троих похоронили в приделе святой великомученицы Екатерины, где стараниями графини Анны Алексеевны Орповой-Чесменской была устроена небольшая усыпальница, вход в которую вначале был сделан снаружи, с южной стороны собора. Но поскольку желающих преклонить колени перед могилой святителя Иннокентия было много, то верующие стали хлопотать о постройке перед входом в усыпальницу часовни, вместо которой на средства известной пензенской благотворительницы Марии Михайловны Киселевой была сооружена даже небольшая церковь, освященная 19 декабря 1832 года во имя святых Евлампия и Евлампии, день памяти которых - 10 октября - совпадал с днем смерти епископа Иннокентия. В этой церкви похоронили двух других епископов - Григория и Антония.
После революции собор, как и другие храмы, был закрыт, а в 1934 году взорван. Под руинами были погребены и могилы Преосвященных, останки которых в 1998 году по благословению архиепископа Серафима были извлечены из-под спуда лежащей над ними земли и мусора и перезахоронены у бывшего архиерейского дома, возвращенного Русской Православной Церкви. В 1999-2000 годах на месте собора была установлена Спасская часовня, основание которой 2 октября 1999 года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший на празднование 200-летия Пензенской епархии. На сегодняшний день Спасский кафедральный собор приобретает свой первозданный вид - ведется реконструкция здания.
Дом Г.Д. Столыпина
На углу улиц Володарского и К. Маркса расположено здание (улица Володарского, дом № 2), построенное в начале XIX века, принадлежавшее Г. Д. Столыпину, родственнику Е. А. Арсеньевой.
В доме Столыпина останавливался маленький Миша Лермонтов вместе с бабушкой в 1817-1818 годах, о чем говорит текст мемориальной доски, открытой в 1966 году. После в этом доме размещалась гостиница. В годы гражданской войны здесь располагался политотдел Уральского военного округа и редакция газеты «На Красный Урал». Позднее находилось общежитие партийной школы, а сейчас — профессиональное училище.
Картинная галерея имени К.А. Савицкого
Самый популярный музей Пензы, широко известный за пределами края. Пензенская картинная галерея была создана в 1892 году по завещанию пензенского губернатора Николая Дмитриевича Селиверстова. В настоящее время коллекция музея составляет более 12 тысяч единиц хранения. Имеются большие разделы западноевропейского, русского, советского искусства, произведений художников Пензенской художественной школы.
Постоянная экспозиция музея, расположенная на втором этаже здания, может удовлетворить самого взыскательного посетителя. Здесь находятся свыше 1000 лучших произведений из собрания музея. Большую ценность представляют картины итальянских мастеров XVII – XIX веков, написанные на библейские и мифологические сюжеты. Чрезвычайно интересен раздел фламандского и голландского искусства XVII столетия, где вы встретите полотна Адриана ван Остаде, Мейндерта Хоббемы, Симона Люттихейса, Яна Янсенса. Не менее яркими именами представлен и раздел французского искусства XVII – XIX века, где можно увидеть произведения Пьера Миньяра, Франсуа Ксавье Винтерхальтера, работы представителей барбизонской школы. Значительное место в экспозиции музея занимает раздел русского искусства, в котором нашли свое отражение все основные явления национальной художественной культуры XVII – XX веков. Здесь представлены такие имена, как Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Иван Макаров, Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Архип Куинджи, Константин Коровин, Михаил Врубель.
Золотым фондом является собрание русского авангарда: около 40 произведений Аристарха Лентулова, более 30 произведений Роберта Фалька, произведения Петра Кончаловского, Натальи
Особенностью современной экспозиции музея является включение в ее контекст трех мемориальных музеев, знакомящих посетителей с произведениями и мемориальными вещами Константина Савицкого, Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Аристарха Лентулова, художников, чьи жизнь и творчество тесно связаны с пензенским краем.
В галерее постоянно устраиваются художественные выставки, музыкальные вечера, детские праздники. Наибольший интерес посетителей вызывает коллекция русского искусства Х1Х - начада ХХ вв.
Сквер имени М.Ю. Лермонтова
В 1837 году будущий царь-освободитель Александр II, посетивший Пензу, обратил взор на заросший кустарником и деревьями пустырь возле кафедрального собора. И предложил разбить там сквер. Уже в 1839 году он стал одним из любимых мест отдыха горожан. В 1842 году в сквере построили фонтан, сохранившийся до наших дней.
В центре сквера стоит памятник Михаила Юрьевича Лермонтова, автор которого известный русский скульптор Илья Яковлевич Гинцбург. Он был установлен благодаря усилиям образовавшегося в 1892 году Лермонтовского общества, в связи с 50-летием со дня смерти Лермонтова. Представляет собой бронзовый бюст на четырехгранном гранитном пьедестале.
Сейчас здесь на лавочках частенько отдыхает молодежь из ближайших учебных заведений. Летом в сквере возле памятника М.Ю. Лермонтову можно видеть именитых гостей, приезжающих на Лермонтовские праздники поэзии из столицы и других городов.
Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого
Пензенское художественное училище (ПХУ) (Н.Д.Селиверстова до 1918г.) одно из старейших художественных учебных заведений страны, основано в 1890 году на средства, завещанные генерал-лейтенантом Н.Д.Селиверстовым: «..В память моей бытности Пензенским губернатором, завещаю г.Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию кит и картин на предмет учреждения рисовальной школы наподобие Штиглицевской...
Открыто 2 февраля 1898 года. «5 июня 1897 последовало Высочайшее соизволение на открытие училища. 26 марта 1898 года положение о Пензенском художественном училище было Высочайше утверждено. Согласно этому положению, училище поступило в ведение Императорском Академии Художеств и Министерства Императорского Двора и «имело целью образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков для надобностей художественных и художественно-промышленных производств и вообще содействия художественном) развитию в местном населении». Училище состоит в ближайшем ведении Императорской Академии Художеств. Почетным Попечителем Училища состоит Пензенский Губернатор». Императорская Санкт-Петербургская Академия Художеств 1764-1914».
Первым директором, по назначению Императорской Академии художеств, стал академик живописи К.А. Савицкий. Он пригласил из Москвы живописцев П.И. Коровина и К. Грандковского, скульптора барона К.А. Клодта, прикладников К.П. Жукова и О.М. Кайзера, учителей местной гимназии для преподавания общеобразовательных предметов.
Пензенская областная библиотека имени М.Ю. Лермонтова
Историческое здание библиотеки им. М.Ю.Лермонтова (ул. Белинского, 10) является памятником истории и культуры и прекрасным образцом стиля модерн. Проект здания, предназначавшегося первоначально под Народный дом им. В.Г. Белинского, был утверждён Городской думой и разработан в 1911 году архитекторами братьями Баграковыми.
Начавшиеся Первая мировая война и революция не только отложили строительство, но и изменили проект здания. Библиотека им. М.Ю. Лермонтова открылась в нём в 1928 году; в 1961 году к зданию было пристроено дополнительное крыло вдоль улицы Лермонтова до улицы Кирова. В 1978 году во внутреннем дворике библиотеки открыт памятник М.Ю. Лермонтову, отличающийся особой выразительностью, точной соразмерностью, гармонией объёма (скульптор В.Г. Стамов).
В 2012 году возведён новый корпус Лермонтовской библиотеки в жилом районе Арбеково (пр-т Строителей, 168а).
Смотреть видео онлайн
Прогулка по Пензе 2020
Путеводитель по Пензе от редакции YHHY. Пенза была основана как крепость при царе Алексее Михайловиче в 1663 году как форпост на ...