Нижний Тагил - город в Свердловской области России, расположенный в 25 км к востоку от границы между Азией и Европой. Один из краеугольных камней металлургического производства в России, Тагил также известен регулярными военными выставками, демонстрирующими новейшие образцы оружия и боеприпасов. Хоть город и не красив, но в нем есть свое очарование, яркая атмосфера и куча интересных музеев, а также прекрасные образцы советской архитектуры.
Нижний Тагил расположен в месте слияния рек Выя и Тагил на восточных склонах Уральского хребта. Название города, в просторечии сокращенное до Тагил, слово Нижний напоминает о другом, Верхнем Тагиле, возникшем примерно в то же время, хотя так и не превратившемся в огромную городскую территорию. Гора Высокая в самом центре Тагила постоянно эксплуатировалась и в конце концов была сровнена с землей при добыче руды. Холмы к западу от города избежали обширных раскопок и остались отличными точками обзора с впечатляющими панорамными видами на лесистые холмы, большие пруды и пугающий промышленный пейзаж на заднем плане.
Перспективные месторождения руды были открыты в середине 17 века, но добыча и производство не были начаты до начала 18 века, когда семья Демидовых поселилась на Урале. Нижний Тагил берет свое начало от двух разрозненных заводов, Вийского медеплавильного (1723 г.) и Нижне-Тагильского металлургического заводов (1725 г.), которые вскоре объединились в городское поселение Нижнетагильский завод и получили статус города в 1919 г. Как и Екатеринбург, основание Нижнего Тагил стал второй ступенью в освоении Урала. Другие заводы, такие как Невьянский и Алапаевский, появились на 25 лет раньше, но быстро пришли в упадок из-за отсутствия подходящих месторождений руды. Производство железа в Тагиле было гораздо более устойчивым, запасы руды сохранялись почти на 300 лет, но до сих пор не использовались полностью. Заводы Тагила принадлежали Демидовым до революции 1917 года. Однако первые и наиболее видные члены семьи предпочли остаться в Невьянске, лишив таким образом Тагил собственной Пизанской башни (Невьянск) и других экзотических построек. Демидовы XIX века не так увлекались техникой, как их предки, и большую часть времени проводили в Италии. Единственный их вклад в город — это странное иностранное название Сан-Донато в одном из северных районов (ныне еще и вокзал).
К концу 18 века Нижний Тагил превратился в головной центр черной металлургии, аккумулировав все существующие виды металлообработки: выплавку меди и чугуна, а также литье, ковку и прокат. Заводы внедрили самые последние инновации и создали собственные технологии. Семья Черепановых, увлеченных инженеров (хотя и крепостных Демидовых), построила первый русский паровоз (1833 г.) и задумала строительство полномасштабной железной дороги, которая была введена в эксплуатацию в Санкт-Петербурге лишь несколько лет спустя. Во второй половине 19 века началось производство стали. Разнообразное производство металлов послужило толчком к развитию родственных ремесел, например, росписи подносов. В целом Нижний Тагил XIX века был, пожалуй, ведущим городом Урала.
Развитие Тагила серьезно затормозилось на рубеже 20-х веков, когда старые заводы, основанные на крепостном труде, не выдерживали стремительного технического прогресса. Новый импульс город получил только в 1930-е годы, после того как советское правительство поручило строительство новых заводов — Нижнетагильского металлургического комбината (сокращенно НТМК) и Уралвагонзавода (УВЗ, машиностроительный завод). Эти новые заводы были необходимы для поддержки Советской армии во время Второй мировой войны. Они также были сильно усилены заводами, эвакуированными с запада в 1941 году. В частности, Уралвагонзавод, изначально предназначенный для производства вагонов, запустил производство танков и с тех пор остается одним из основных производителей танков. После 1945 года промышленная зона была расширена за счет включения третьего крупного завода «Уралхимпласт» (производство пластмасс) и множества более мелких заводов по производству огнеупорных материалов, бетона, котлов, радиаторов и т. д. Вся промышленная зона в конечном итоге превысила жилую часть. города.
Нынешний Нижний Тагил – это не просто город, стоящий рядом с крупной промышленностью. Это город, слитый с промышленностью, которая ощутима в истории и архитектуре, и даже в воздухе: не видишь дыма — чувствуешь запах, а когда запах исчезает, снова появляется дым. Многие люди считают Тагил устрашающим городом, и вы даже можете заметить, что русские (за пределами Урала) используют «Нижний Тагил» как синоним ужасного и отвратительного места. На самом деле это самое неправильное отношение, которое только можно себе представить. Нижний Тагил – уникальное место, где можно постоять на пригорке, который когда-то был важным источником железной руды, увидеть у своих ног старый завод (музей), а на небольшом расстоянии – полноценную современную промышленность. Это абсолютно настоящий город, который не получил никаких чистых и благоухающих предприятий на смену жесткой и несколько вонючей промышленности. Неотъемлемая основа российской экономики на протяжении почти 300 лет, этот город не может не радовать: он немного мрачноват, очень суров и тем не менее соблазнителен.
Видео: Экскурсия по Нижнему Тагилу
- Музей-завод, основанный династией Демидовых в 1725 году, – единственный в России завод-музей индустриальной культуры. Место уникальное: железоделательный завод – сердце демидовской империи – был одним из самых крупных и передовых не только в России, но и в Европе.
- Нижнетагильский государственный цирк. Официально считается, что история цирка Нижнего Тагила началась в 1931 году. В этот год было построено первое стационарное здание для цирковых представлений.
- Театральный сквер. Одно из любимых мест отдыха тагильчан – сквер от проспекта Ленина и Театральной площади до набережной пруда.
- Набережную «Тагильская Лагуна».
Как добраться в Нижний Тагил
На самолёте
Военный аэродром Салка в 7 км к северо-востоку от Нижнего Тагила не используется пассажирской авиацией. Ближайший аэропорт — Кольцово в Екатеринбурге. Прямой автобус в Тагил ходит пару раз в день в очень неудобное время. Путь через центр Екатеринбурга займёт 3-4 ч. Можно доехать несколько быстрее, заказав трансфер у одной из тагильских компаний.
На поезде
Тагил — своего рода узловая станция, откуда можно уехать по всем четырём сторонам света. В южном направлении устойчивое сообщение с Екатеринбургом: электрички ходят каждые 1-2 ч, но большинство из них очень медленные (3 ч), так что практический смысл имеют только экспрессы-«ласточки» (1 ч 50 мин), курсирующие 4 раза в день. Все электрички проходят через Невьянск.
На север электрички ходят с той же регулярностью как минимум до Кушвы (станция Гороблагодатская), за которой маршруты ветвятся: дважды в день на запад до Чусовской (5.5 ч) и дважды в день на север до Верхотурья (4.5 ч), остальные транзитного значения не имеют. По обоим направлениям также ходят дальние поезда. Ежедневный Екатеринбург–Приобье прибывает в Тагил вечером по пути на север и очень рано утром по пути на юг; график остальных менее постоянен, при некотором везении можно проехать в Тагил из Серова или Перми в светлое время суток.
На восток пригородные поезда в Алапаевск (2 раза в день, 3 ч).
Через день в Тагил приходит московский поезд. Когда-то это был фирменный екатеринбургский «Малахит», а сейчас поезд Москва – Новый Уренгой, удобный также тем, что за одну ночь и без пересадок доставит вас в Тобольск.
Скучновате здание послевоенного времени окружено маршрутками и рыночной торговлей. В левом (от привокзальной площади) крыле находится круглосуточный Chicken House — сносный фастфуд, предлагающий наряду с бургерами супы, салаты и даже какие-то мясные блюда. Вокзал находится к дальнем конце проспекта Ленина, от Театральной площади 20 мин пешком или две остановки на трамвае.
На автобусе
Автобусы из Екатеринбурга каждые 10-15 мин, в основном с Северного автовокзала, хотя бывают рейсы и с южного; в пути 2.5 ч. В сторону Серова (4 ч) всего пять автобусов в день, в западном направлении (Чусовой) и того меньше. На восток каждые два часа можно уехать в Алапаевск (2.5-3 ч). Бывают дальние рейсы (Челябинск, Тюмень, Пермь), но всё то же самое можно проехать и с пересадкой, посмотрев заодно что-то по пути.
На автомобиле
Тагил стоит на трассе Р352 в 146 км от Екатеринбурга и 214 км от Серова. Дорога от Екатеринбурга — четырёхполосная, причём из-за особенностей рельефа полосы северного и южного направлений местами разнесены друг от друга. Шоссе петляет по холмам, прорезая скалы, с некоторых точек открываются панорамные виды: это одна из самых живописных уральских трасс и то редкое место, где можно держать скорость 90-100 км/ч (ехать быстрее не стоит из-за дежурящих на дороге мобильных камер). Дорога от Екатеринбурга до Тагила занимает менее 2 ч. Четырёхполоска заканчивается у южного въезда в Нижний Тагил. Дальше идёт двухполосная объездная, плавно переходящая в трассу на Серов. Южный въезд в Тагил — очень медленный, больше 10 км приходится плестись через населённые пункты. Лучше проехать по объездной и заезжать в город по Черноисточинскому шоссе.
В восточном направлении есть две дороги на Алапаевск: одна через Верхнюю Салду и Нижнюю Салду, начинается от УВЗ (136 км, местами без твёрдого покрытия); вторая через Петрокаменское (126 км) — отходит от Р352 в начале тагильской объездной.
В западном направлении можно уехать в Чусовой (около 200 км) и Пермь (около 350 км) по пустынной дороге, начинающейся у поворота на Качканар в районе Верхней Туры.
Транспорт
Главным способом передвижения по Нижнему Тагилу являются хаотичные маршрутки, почти полностью вытеснившие городские автобусы и трамваи. В тагильских маршрутках, в отличие от Екатеринбурга, принято платить на выходе, а не на входе. Полноценные городские автобусы встречаются редко. Маршрутки ходят с 6 утра до 11 вечера.
Нижнетагильский трамвай
Тагильский трамвай имеет протяжённую, но знавшую лучшие времена сеть, которая охватывает все районы города. Основные маршруты в центре: №3 (кольцевой: пр. Ленина — пр. Мира — Выйская плотина) и №15 (по пр. Ленина), курсируют каждые 10-15 мин, по Вагонке ходит маршрут №10 (интервал от 5—10 минут). Прочие маршруты встречаются не чаще чем раз в полчаса, так что проехать самые интересные отрезки — через промзону в сторону Тагилстроя и Вагонки — не очень просто. Если вам всё же удастся это сделать, не пропустите полукруглые опоры контактной сети вдоль Восточного шоссе и, конечно, виды из окна. Трамваи ходят с 5 утра до 7-9 вечера, однако 10-й маршрут продолжает выходить на линии до глубокой ночи.
Маршруты: тагильскому трамваю посвящён специальный сайт, на котором есть вся информация о расписаниях и маршрутах и даже такие секреты как график рабочего движения ранним утром.
Ориентация в городе
Центр Нижнего Тагила находится на северном берегу городского пруда. С востока центр ограничен железной дорогой, а с запада — территорией старого завода, за которой начинаются карьеры, и собственно город заканчивается. Дореволюционную застройку ищите ближе к старому заводу, в окрестностях же вокзала неплохая советская архитектура. На север город тянется довольно далеко, и там, в частности, располагается Выйский пруд с музеем Черепановых.
Центром география Тагила не ограничивается. Крупный Тагилстроевский район (соцгород НТМК) расположен к северо-востоку и отделён от центра пустырями с железной дорогой. Ещё дальше находится Дзержинский район (соцгород УВЗ, в просторечии «Вагонка»), связанный с центром Восточным шоссе. Оба этих района тоже заслуживают посещения.
Тагильская топонимика своеобразна. Мало кого удивишь улицами Ленина, Карла Маркса или, допустим, Черепановых, но вот названия железнодорожных станций в городе уникальны: Смычка — крестьянства и пролетариата, а Сан-Донато — итальянский графский титул, купленный одним из Демидовых.
История Нижнего Тагила
История Нижнего Тагила восходит к середине 16 века, когда Строгановы получили право владения землями по бассейнам Камы и Чусовой. В 1579 г. они основали первое поселение — Уткинскую слободу на реке Утке, в устье Чусои. Фатеево, первое русское село в Тагильской области, было основано в 1665 году.
В 1696 году по указу царя Петра Великого был открыт Высокогорский железорудный карьер. Для поиска железных и магнитных руд был избран воевода Дмитрий Протасьев. Месторождения были особенно богаты и включали залежи чистого магнитного железа. В окружающем ландшафте было все необходимое для успешного и продуктивного горно-металлургического производства — реки для транспорта, леса для топлива и подходящий климат. Спустя несколько лет царь ввел в России особое управление по горному делу.
В последующие десятилетия город развивался как один из первых центров индустриализации России и был крупным производителем чугуна и стали. Город Нижний Тагил, где расположен завод Уралвагонзавод, также известен производством советских танков, в том числе знаменитого Т-34; почти каждый второй Т-34 производился в Нижнем Тагиле.
Первый русский паровоз
Первый русский паровоз был построен здесь в 1833 году, а создавшие его отец и сын инженеры Ефим и Мирон Черепановые в 1956 году были отмечены 8-метровой бронзовой статуей (выполненной скульптором А. С. Кондратьева и архитектора А. В. Сотникова), которая стоит в центре Театральной площади в самом центре города.
По некоторым данным, медь для кожи Статуи Свободы добывалась и очищалась в Нижнем Тагиле. Однако исследования, проведенные Bell Laboratories в Нью-Джерси, США, показывают, что наиболее вероятным источником является шахта Visnes в Норвегии.
География
Реки и пруды занимают треть территории города. Нижний Тагил простирается на 22 км с севера на юг и на 21 км с востока на запад. Высота города варьируется от 170 до 380 метров.
Город построен вокруг потухшего вулкана Лисья гора. Эта гора со сторожевой башней на вершине является символом города. Другой холм, Медведь-Камень, расположен в северной части города на высоте 288 метров.
Соседние города включают Екатеринбург в 130 км к югу, Серов и Приобье на севере, Пермь на западе, а также Алапаевск и Верхняя Салда на востоке.
Культура
Инициативы Дома Демидовых в области культуры способствовали превращению тагильской громады в важнейший культурный центр Урала. В 19 веке были открыты библиотека и музей естественной истории и древностей.
В городе есть сеть из примерно 24 библиотек, ежегодно обслуживающих 75 000 читателей.
Тагильские музеи включают старый краеведческий музей, музей изобразительных искусств, а также ряд новых музеев, открытых в 1990-х годах: музей искусства подносной росписи, музей быта и ремесел, ставший отправной точкой нового этнографического комплекса.
В городе планируется построить Демидовский парк – новый культурно-исторический проект. Однако из-за европейских санкций против России его основание было отложено.
Нижний Тагил выбран местом проведения международных конференций и семинаров «Индустриальное наследие Урала». В 2003 году в ходе 12-го Международного комитета по сохранению индустриального наследия была подписана хартия по сохранению индустриального наследия России.
Театральную жизнь города представляют четыре театра: Национальный академический театр драмы им. Д. Н. Мамина-Сибиряка, театр кукол, ТЮЗ и актерское отделение Нижнетагильского училища искусств, готовящее актеров и актрис.