Мечеть Султанахмет (Голубая мечеть) в Стамбуле

Мечеть Султана Ахмеда (турецкий язык: Sultan Ahmet Camii), также известная как Голубая мечеть, является пятничной мечетью османской эпохи, расположенной в Стамбуле, Турция. Действующая мечеть также привлекает большое количество туристов. Он был построен между 1609 и 1616 годами во время правления Ахмеда I. В его Кюллие находятся могила Ахмеда, медресе и приют.

Мечеть Султанахмет (Голубая мечеть) в Стамбуле
Фото: Мечеть Султанахмет (Голубая мечеть) в Стамбуле

Голубая плитка, расписанная вручную, украшает внутренние стены мечети, а ночью мечеть купается в синем, поскольку огни обрамляют пять главных куполов, шесть минаретов и восемь второстепенных куполов. Он находится рядом с собором Святой Софии, главной мечетью Стамбула до строительства Голубой мечети и еще одним популярным туристическим объектом.

История

После заключения Житваторокского мира и сокрушительных потерь в войне 1603–1618 годов с Персией султан Ахмет I решил построить большую мечеть в Стамбуле, чтобы восстановить власть Османской империи. Это будет первая имперская мечеть за более чем сорок лет. В то время как его предшественники заплатили за свои мечети военными трофеями, Ахмет I добыл средства из Казначейства, потому что он не одержал выдающихся побед. Строительство было начато в 1609 году и завершено в 1616 году.

Это вызвало гнев улемов, мусульманских юристов. Шаблон: Почему ?! Мечеть была построена на месте дворца византийских императоров, напротив базилики Святой Софии (в то время главной императорской мечети в Стамбуле) и ипподрома, места, имеющего важное символическое значение, так как оно возвышалось над горизонтом города. с юга. Большая часть южного берега мечети опирается на фундаменты свода старого Большого дворца.

Архитектура мечети Султана Ахмеда

Мечеть Султана Ахмеда имеет пять главных куполов, шесть минаретов и восемь вторичных куполов. Этот дизайн является кульминацией двухвекового развития Османской мечети. Она сочетает в себе многие византийские элементы соседнего собора Святой Софии с традиционной исламской архитектурой и считается последней великой мечетью классического периода. Архитектор Седефкар Мехмед Аха синтезировал идеи своего учителя Синана, стремясь к невероятному размеру, величию и великолепию. Верхняя часть украшена около 20 000 глазурованной керамики, расписанной вручную 60 различными узорами тюльпанов. Нижние этажи освещены 200 витражами. Перед мечетью находится передний двор с большим фонтаном и специальной площадкой для омовения. У входа во двор с западной стороны висит железная цепь. Только султану разрешили въехать в мечеть верхом на лошади, и ему нужно будет опустить голову, чтобы не удариться о цепь, что является символическим жестом, обеспечивающим смирение правителя перед Аллахом.

Своими работами он оставил решительный след в Стамбуле. Площадь, на которой расположена мечеть Султана Ахмеда, получила название Султанахмет. Эту мечеть можно считать кульминацией его карьеры. Мехмед Ага, последний ученик Мимара Синан, завершил свою миссию, добавив свой яркий и красочный архитектурный стиль к стилю своего учителя.

Интерьер

На нижних уровнях и на каждом пирсе внутренняя часть мечети выложена более чем 20 000 керамической плиткой ручной работы в стиле Изник, изготовленной в Изнике (древняя Никея) в более чем пятидесяти различных узорах тюльпанов. Плитка на нижних уровнях традиционна по дизайну, а на уровне галереи их дизайн становится ярким с изображениями цветов, фруктов и кипарисов. Плитка изготовлена под руководством мастера Изника. Цена, уплачиваемая за каждую плитку, была установлена указом султана, в то время как цены на плитку в целом со временем повышались. В результате качество плитки, используемой в здании, постепенно ухудшалось.

В верхних этажах интерьера преобладает синяя краска. Более 200 витражей с замысловатым дизайном пропускают естественный свет, которому сегодня помогают люстры. На люстрах обнаружены страусиные яйца, предназначенные для защиты от паутины внутри мечети путем отпугивания пауков. Украшение включает стихи из Корана, многие из которых написаны Сейидом Касимом Губари, признанным величайшим каллиграфом своего времени. Полы застелены коврами, подаренными верующими и регулярно меняющимися по мере износа. Многие просторные окна производят впечатление простора. Створки на уровне пола декорированы opus sectile. Каждая экседра имеет пять окон, некоторые из которых глухие. В каждом полукуполе 14 окон и 28 центральных куполов (четыре из которых глухие). Цветное стекло для окон было подарком султану Синьории Венеции.

Самым важным элементом в интерьере мечети является михраб, сделанный из тонко вырезанного и скульптурного мрамора, со сталактитовой нишей и двойной надписью над ним. Он окружен множеством окон. Прилегающие стены обшиты керамической плиткой. Справа от михраба находится богато украшенная каменоломня или кафедра, на которой стоит имам, когда он произносит свою проповедь во время полуденной молитвы по пятницам или в праздничные дни. Мечеть была спроектирована таким образом, что даже когда она наиболее многолюдна, каждый в мечети может видеть и слышать имама.

Королевский киоск расположен в юго-восточном углу. Состоит из помоста, лоджии и двух небольших комнат для отдыха. Отсюда есть доступ к королевской лоджии в юго-восточной верхней галерее мечети. Эти уединенные комнаты стали штаб-квартирой Великого визиря во время подавления мятежного корпуса янычар в 1826 году. Королевская ложа (hünkâr mahfil) поддерживается десятью мраморными колоннами. У него есть собственный михраб, который раньше украшали нефритовой розой и позолотой, а также сотней Коранов на инкрустированных и позолоченных кафедрах.

Многие лампы внутри мечети когда-то были покрыты золотом и драгоценными камнями. Среди стеклянных чаш можно было найти страусиные яйца и хрустальные шары. Все эти украшения были вывезены или разграблены для музеев.

На больших таблицах на стенах написаны имена халифов и стихи из Корана. Первоначально они были созданы великим каллиграфом 17 века Сейидом Касимом Губари из Диярбакыра, но неоднократно реставрировались.

Впервые было объявлено, что в мечети будет проведен ряд ремонтных работ еще в 2016 году. По всему Стамбулу были завершены многочисленные ремонтные работы, и реставрация Голубой мечети должна была стать финальным проектом. Предполагалось, что ремонт будет проходить в течение трех с половиной лет и завершится к 2020 году.

Внешний вид

Фасад просторного двора был построен так же, как и фасад мечети Сулеймание, за исключением добавления башен на угловых куполах. Двор примерно такого же размера, как сама мечеть, и окружен непрерывной сводчатой аркадой (ревак). С обеих сторон есть помещения для мытья рук. Центральный шестиугольный фонтан невелик по сравнению со двором. Монументальные, но узкие ворота во двор архитектурно выделяются из аркады. Его полукупол имеет тонкую сталактитовую структуру, увенчанную небольшим ребристым куполом на высоком болоте. Его историческая начальная школа (Sıbyan Mektebi) используется как «Информационный центр мечети», который примыкает к ее внешней стене со стороны собора Святой Софии. Здесь они проводят бесплатную ознакомительную презентацию о Голубой мечети и исламе в целом.

В верхней части входа во двор с западной стороны висит тяжелая железная цепь. Только султану было разрешено войти во двор мечети верхом на лошади. Цепь была помещена туда, так что султану приходилось опускать голову каждый раз, когда он входил во двор, чтобы избежать удара. Это был символический жест, обеспечивающий смирение правителя перед лицом божественного.

Минареты

Мечеть Султана Ахмеда - одна из пяти мечетей в Турции с шестью минаретами (одна в современной мечети Сабанджи в Адане, мечеть Мугдат в Мерсине, мечеть Чамлыджа в Ускюдаре и Зеленая мечеть в Арнавуткёй). Согласно фольклору, архитектор неправильно воспринял просьбу султана о «altın minareler» (золотые минареты) как «altı minare» (шесть минаретов), в то время уникальной особенностью мечети Кааба в Мекке. Когда его раскритиковали за его самонадеянность, султан приказал построить седьмой минарет в мечети Мекки.

По углам Голубой мечети стоят четыре минарета. Каждый из этих рифленых минаретов в форме карандаша имеет три балкона (называемых şerefe) со сталактитовыми кронштейнами, в то время как два других в конце привокзальной площади имеют только два балкона. Перед муэдзином или молитвой звонивший должен был подниматься по узкой винтовой лестнице пять раз в день, чтобы объявить о призыве к молитве.

Визит Папы Бенедикта XVI

Папа Бенедикт XVI посетил мечеть Султана Ахмеда 30 ноября 2006 года во время своего визита в Турцию. Это был лишь второй в истории визит папы в мусульманское место поклонения. Сняв обувь, Папа сделал паузу на целых две минуты, закрыв глаза в безмолвной медитации, стоя рядом с Мустафой Чагрыджи, муфтием Стамбула, и Эмруллой Хатипоглу, имамом Голубой мечети.

Папа «поблагодарил за это Божественное Провидение» и сказал: «Пусть все верующие отождествят себя с единым Богом и будут свидетельствовать об истинном братстве». Понтифик отметил, что Турция «станет мостом дружбы и сотрудничества между Востоком и Западом», и поблагодарил турецкий народ «за сердечность и сочувствие», которые они проявляли к нему во время его пребывания, сказав: «Он чувствовал себя любимым и понятым».

Другие записи категории Путеводители