Дворец Долмабахче в Стамбуле

Дворец Долмабахче (турецкий: Dolmabahçe Sarayı), расположенный в районе Бешикташ в Стамбуле, Турция, на европейском побережье пролива Босфор, служил главным административным центром Османской империи с 1856 по 1887 год и с 1909 по 1922 год (дворец Йылдыз был использовались в промежуточный период).

Дворец Долмабахче в Стамбуле
Фото: Дворец Долмабахче в Стамбуле

История

Дворец Долмабахче был заказан 31-м султаном Империи Абдулмеджидом I и построен в период с 1843 по 1856 год. Раньше султан и его семья жили во дворце Топкапы, но, поскольку средневековому Топкапы не хватало современного стиля, роскоши и комфорт, по сравнению с дворцами европейских монархов, Абдулмеджид решил построить новый современный дворец рядом с местом бывшего дворца Бешикташ Сахил, который был снесен. Хаджи Саид Ага отвечал за строительные работы, а проект реализовали архитекторы Гарабет Балян, его сын Нигогайос Балян и Эванис Калфа (члены семьи османских придворных архитекторов Армянского Баляна).

Строительство обошлось в пять миллионов османских золотых лир или 35 тонн золота, что эквивалентно ок. 1,5 миллиарда долларов в сегодняшних ценах (2013 г.). Эта сумма соответствует примерно четверти годового налогового дохода. Фактически строительство финансировалось за счет обесценивания, массовой эмиссии бумажных денег, а также за счет внешних займов. Огромные расходы ложились огромным бременем на государственный кошелек и способствовали ухудшению финансового положения Османской империи, которая в конечном итоге объявила дефолт по своему государственному долгу в октябре 1875 года с последующим установлением в 1881 году финансового контроля над «больным человеком Европы» европейскими державами.

Дворец был домом для шести султанов с 1856 года, когда он был впервые заселен, вплоть до отмены халифата в 1924 году: последним королевским домом, который жил здесь, был халиф Абдулмеджид Эфенди. Закон, вступивший в силу 3 марта 1924 года, передал право собственности на дворец в национальное достояние новой Турецкой республики. Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель и первый президент Турецкой Республики, летом использовал дворец в качестве президентской резиденции и реализовал здесь некоторые из своих самых важных работ. Ататюрк провел последние дни лечения в этом дворце, где и скончался 10 ноября 1938 года.

Сегодня дворцом управляет Milli Saraylar Daire Başkanlığı (Управление национальных дворцов), подчиняющееся Великому национальному собранию Турции.

Место расположения Долмабахче

Место Долмабахче изначально было заливом на Босфоре, которое использовалось для стоянки османского флота. В течение 18 века эта территория постепенно превращалась в императорский сад, очень ценившийся османскими султанами; Именно от этого сада название Долмабахче (Заполненный сад) происходит от турецкого слова «долма», означающего «наполненный», и бахче, что означает «сад». В течение 18-19 веков здесь были построены различные небольшие летние дворцы и деревянные беседки, которые в конечном итоге сформировали дворцовый комплекс, названный Beşiktaş Waterfront Palace. Площадь 110 000 м² ограничена проливом Босфор с восточной стороны, в то время как крутой обрыв ограничивает его с западной стороны, так что после строительства нового моноблочного дворца Долмабахче площадью 45 000 м² осталось относительно ограниченное пространство для садового комплекса, который мог бы обычно окружают такой дворец.

Дизайн дворца

Долмабахче - самый большой дворец в Турции. Он имеет площадь 45 000 м² и содержит 285 комнат, 46 залов, 6 ванных комнат (хамам) и 68 туалетов.

Дизайн содержит эклектичные элементы из стилей барокко, рококо и неоклассицизма, смешанные с традиционной османской архитектурой, чтобы создать новый синтез. Планировка и декор дворца отражают возрастающее влияние европейских стилей и стандартов на османскую культуру и искусство в период Танзимат. Внешний вид, в частности вид с Босфора, демонстрирует классическое европейское двухстворчатое расположение, которое разделено большим авангардом с двумя боковыми авангардом.

С другой стороны, функционально дворец сохраняет элементы традиционной османской дворцовой жизни, а также черты традиционных турецких домов. Он строго разделен структурно на южное крыло (Mabeyn-i Hümâyn, или Selamlık, помещения, зарезервированные для мужчин), в котором находятся общественные представительские залы, и северное крыло (Harem-i Hümâyn, Гарем), служащее частным жилым помещением. площадь для султана и его семьи. Две функциональные зоны разделены большим Церемониальным залом (Muayede Salonu) площадью 2 000 м² и куполом высотой 36 м. Поскольку гарем должен был быть полностью изолирован от внешнего мира, главный вход для посетителей расположен с узкой южной стороны. Здесь предусмотрены представительские залы для приема посетителей и иностранных дипломатов. Зона гарема включает восемь соединенных между собой квартир для жен султана, его фавориток и наложниц, а также для его матери, каждая со своей ванной комнатой.

Декор и оборудование

В то время как в Топкапы можно увидеть изысканные образцы плитки Изник и османской резьбы, дворец Долмабахче богато украшен золотом и хрусталем. На позолоту потолков ушло четырнадцать тонн золота. Самая большая в мире люстра из богемского хрусталя находится в Церемониальном зале. Предполагалось, что люстра была подарком королевы Виктории, однако в 2006 году была обнаружена квитанция, подтверждающая, что она была полностью оплачена. Он имеет 750 ламп и весит 4,5 тонны. В Долмабахче находится самая большая в мире коллекция чешских хрустальных люстр и люстр Баккара. Знаменитая Хрустальная лестница имеет форму двойной подковы и построена из хрусталя Baccarat, латуни и красного дерева.

Для украшения использовались дорогие камни, такие как мрамор Мармара (проконнесский), египетский алебастр (кальцит, также известный как оникс-мрамор) и порфир из Пергама.

Во дворце хранится большое количество дворцовых ковров Хереке, изготовленных Императорской фабрикой Хереке. Также представлены 150-летние коврики из медвежьей шкуры, первоначально подаренные султану царем Николаем I.

Во дворце выставлена коллекция из 202 картин маслом. Изюминкой коллекции являются 23 картины Ивана Айвазовского, которые он создал как придворный художник во время своего пребывания в Стамбуле. В коллекцию также входят картины Гюстава Буланже, Жана-Леона Жерома, Эжена Фроментена, Станислава Хлебовски, Феликса Зима, Карла Йозефа Кувассега, Фаусто Зонаро, Тео ван Риссельберге и Александра Шандора Свободы. В этом художественном музее также есть картины турецких художников, таких как Осман Хамди Бей, Халил Паша и Осман Нури Паша.

С самого начала оборудование дворца соответствовало самым высоким техническим стандартам. Газовое освещение и санузлы были привезены из Великобритании, тогда как во дворцах континентальной Европы в то время еще не было этих функций. Позже были установлены электричество, центральное отопление и лифт.

Комнаты дворца Долмабахче

Медхал (главный вход) зал

Посещение дворца Долмабахче начинается в зале Медхал. Комнаты, ведущие от Медхала, обращены к морю и суше. Комнаты с видом на море использовались ведущими османскими чиновниками, великим визирем и другими государственными министрами, в то время как комнаты с видом на землю использовались различными администраторами дворца и государства, такими как дворцовый маршал, Шейхюлислам и члены Палаты представителей (Meclis-i Mebusan) и Сената (Meclis-i Ayan).

Гости сначала будут ждать в этом зале, а затем их вовремя проведет внутрь дворцовый протоколист. Войдя в Медхал, можно увидеть столы Булля по обеим сторонам зала, на которых изображена монограмма султана Абдулмецида. Королевская монограмма султана также находится на камине. У английской люстры, висящей в центре этой комнаты, шестьдесят рожков. Ткани хереке, использованные в качестве обивки для мебели и драпировок, имеют королевский оттенок красного.

Комнаты секретариата

Вторая комната справа после Медхала - это Зал Клерка, также известный как Плиточная Комната. На левой стене этого зала висит самая большая картина в коллекции дворца - изображение Surre Procession работы Стефано Усси. Сурре использовалось для обозначения караванов, которые путешествовали из Стамбула в Мекку во время религиозного месяца Реджеп, неся денежную помощь, используемую для поддержания содержания и украшения Каабы, а также для оказания финансовой помощи местному населению Хиджаза.

На стене справа находится картина, подписанная Рудольфом Эрнстом, на которой изображен пожар в Парижском муниципальном театре, и еще одна картина Деландре с изображением голландской деревенской девушки. В этом номере, обставленном французской мебелью, есть очень ценные фарфоровые вазы.

Комната Ататюрка

Мустафа Кемаль Ататюрк провел последние дни своей жизни во дворце, когда его здоровье ухудшилось. Он умер в 9:05 утра. 10 ноября 1938 г. в спальне бывшей гаремной части дворца. Все часы во дворце были остановлены и установлены на 9:05 после его смерти. Часы за пределами его комнаты теперь установлены на реальное время в Турции, но часы в комнате, в которой он умер, по-прежнему показывают 9:05.

Прилегающие здания

Рядом с дворцом находится ряд других жилых зданий, в том числе дворец наследного принца (Велахт Дайреси), покои для будущих господ (Мусахибан Дайреси), общежития слуг (Агават Дайреси, Бендеган Дайреси) и стражи (Baltacilar Dairesi), покои главного евнуха (Kizlaragasi Dairesi). Другие постройки включают императорские кухни (Matbah-i Amire), конюшни, вольер (Kusluk), питомник растений (Fidelik), мельницу, теплицу (Sera), ковровую мастерскую Hereke (Hereke dökümhanesi), стекольную мануфактуру, литейный цех, аптека и др.

Мечеть в стиле барокко по проекту Гарабета Баляна была построена рядом с дворцом в 1853–1855 годах. Он был заказан королевой-матерью Безм-и Алем Валиде Султан. С 1948 года в здании размещался Военно-морской музей, но в 1960 году после государственного переворота 27 мая музей был перенесен на другое место. В 1967 году мечеть была возвращена для богослужений.

Башня с часами (Dolmabahçe Saat Kulesi) была возведена перед Императорскими воротами (Saltanat Kapisi) на площади вдоль европейской набережной пролива Босфор рядом с мечетью. Башня была заказана султаном Абдулхамидом II и спроектирована придворным архитектором Саркисом Баляном в период с 1890 по 1895 год. Ее часы были изготовлены французским часовым домом Жан-Поля Гарнье и установлены придворным мастером часов Иоганном Майером.

Другие записи категории Путеводители