Исторический фуникулер F2 в Стамбуле

Фуникулер Стамбула по линии Каракёй (нижняя) и Бейоглу (верхняя) («Karaköy–Beyoğlu») называется Тюнель (Tünel), а ветка номеруется как F2 — историческая линия фуникулера метро в Стамбуле, Турция, расположенная на северном берегу Золотого Рога.

Исторический фуникулер F2 в Стамбуле
Фото: Исторический фуникулер F2 в Стамбуле

Он имеет две станции, соединяющие кварталы Каракёй и Бейоглу. Его туннель идет в гору от уровня моря и имеет длину около 573 метров. Открытая 17 января 1875 года, Тюнель является второй старейшей сохранившейся подземной городской железнодорожной линией в мире после лондонского метро (1863 год). Таким образом, это старейшая сохранившаяся подземная городская железнодорожная линия в континентальной Европе, поскольку старая линия фуникулера 1862 года в Лионе была преобразована в подземный автодорожный туннель.

Практическая информация

Стоимость проезда в Тунеле интегрирована в общегородскую систему оплаты проезда в общественном транспорте Стамбула. Также действуют стамбульские транспортные карты. На станциях фуникулера есть автоматы по продаже билетов и пополнению транспортных карт.

Интервал движения фуникулера 5-7 минут. Время в пути 90 секунд. Пассажировместимость составляет 80 пассажиров при 18 сидячих местах. Идут две машины.

Характеристики

Tünel состоит из одного облицованного кирпичом туннеля длиной 554,8 метра (1820 футов), шириной 6,7 метра (22 фута) и высотой 4,9 метра (16 футов). У него по одной станции на обоих концах:

Каракёй — нижняя станция, расположенная в восточной части проспекта Терсане.

Тюнель — верхняя станция на площади Тюнель (Тюнель Мейданы), расположенная в южном конце проспекта Истикляль.

Верхняя станция возвышается на 61,55 метра над нижней.

Уклон тоннеля изменяется по его длине от 2 до 15 процентов. Первоначально построенный с двумя параллельными путями, современный Тюнель имеет один путь с объездной петлей посередине, короткий дуплексный участок, где два поезда проходят бок о бок.

История фуникулера

Во второй половине 19 века районы Пера (современный Бейоглу) и Галата (современный Каракёй) стали финансовым и торговым центром Константинополя (современный Стамбул) и Османской империи. Многие османские и иностранные компании, в основном банки и страховые компании, разместили свои штаб-квартиры в этих двух районах. Иностранные посольства, отели и торговые рынки в Пере, разделенные крутым холмом, располагались наверху, а биржа, банки и порты в Галате — внизу. Путешествие между этими двумя районами было сложным, так как оценки были такими высокими, как 24%. По главной улице между этими двумя районами, проспекту Юксек Калдырым (Высокий тротуар), ежедневно проходило в среднем 40 000 человек.

В 1867 году французский инженер Эжен-Анри Гаван приехал в Константинополь в качестве туриста. Во время своего визита он был ошеломлен, увидев количество людей, борющихся вверх и вниз по проспекту Юксек Калдырым. У Гавана возникла идея построить фуникулер, который будет подниматься и спускаться с холма, и вскоре после этого он вернулся во Францию, чтобы подготовить свой проект. Он вернулся в Константинополь в феврале 1868 года, чтобы представить свой проект Высокой Порте. Железная дорога будет начинаться от проспекта Юксек Калдырым в точке, близкой к Галатскому мосту в Галате.

10 июня 1869 года султан Абдулазиз предоставил Гаванду концессию на строительство железной дороги. Он работал с акционерами во Франции, чтобы основать компанию по строительству железной дороги, но в конечном итоге прусское вторжение во Францию сделало создание французской компании невозможным.

Во время войны Гаванд уехал в Соединенное Королевство и там сформировал Столичную железную дорогу Константинополя для строительства линии. Строительство началось 30 июля 1871 года, но было значительно отложено из-за конфликтов между землевладельцами и компанией. Туннель не был завершен до декабря 1874 года и, наконец, был открыт для эксплуатации 17 января 1875 года. Гаванд заметно отсутствовал на церемонии открытия.

В 1904 году компания Metropolitan Railway получила новую концессию сроком на 75 лет. В 1911 году, после некоторых изменений, права на Тюнель были переданы новому многонациональному консорциуму Union Ottoman Société d'Intrepises Electriques à Constantinople. который включал Тюнель, трамваи и Османскую акционерную электрическую компанию. В 1939 году он был включен в новую транспортную организацию IETT (İstanbul Elektrik Tramvay ve Tünel).

В 1968 году Тюнель был закрыт на реконструкцию. В 1971 году он вновь открылся, модернизирован и электрифицирован. В 2007 году Тюнель был вновь восстановлен для усиления сейсмостойкости сооружения в городе, подверженном землетрясениям.

Сегодня короткая линия по-прежнему является важнейшим звеном городской транспортной сети.

Подвижной состав

Первоначальный подвижной состав Тюнеля состоял из двух деревянных двухвагонных поездов. Один вагон был зарезервирован для пассажиров, при этом было предусмотрено два класса, в каждом из которых были отдельные секции для мужчин и женщин. Другая машина использовалась для перевозки грузов, животных и повозок. Движущую силу обеспечивали паровые машины.

Деревянные вагоны были заменены в 1971 году двумя электрифицированными стальными вагонами, передвигающимися на пневматических шинах по бетонным путям, поэтому, как и метро на резиновых колесах, его можно было назвать фуникулером на резиновых колесах.

В 2007 году введено в эксплуатацию еще одно поколение подвижного состава. Максимальная скорость автомобиля составляет 22 км/ч. Поездка между двумя станциями занимает около 1,5 минут, при обычном времени ожидания 3,5 минуты. Максимальная вместимость автомобиля 170 пассажиров.

Другие записи категории Путеводители

Флаг Исторический фуникулер F2 в Стамбуле
Флаг Стамбула