Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, расположенная на территории музея-заповедника Коломенское — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове
Фото: Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению Главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.

Один из немногих сохранившихся православных храмов шестнадцатого века.Точная дата появления Церкви Усекновния Главы Иоанна Предтечи в Дьякове не известна. По одной версии его построили в 1547 году в честь воцарения Ивана Грозного, по другой: он появился в 1554 году по случаю рождения его сына .

Архитектура прихода напоминает собор Василия Блаженного, что на Красной площади. Известны авторы: зодчие Барма и Постник. Реликвия стоит на берегу Москвы-реки в Коломенском, а от Дьяково отделен Голосовским оврагом.

С течением времени святыня реконструировалась и обновлялась: то к нему пристраивали что-то, потом убирали, пока в 1960-х годах не вернули первоначальный облик. В двадцатые годы заменили восемь колоколов. Сейчас - это современная звонница, а судьба древних канула в лету.

В 1923 году церковь была под семью замками из-за ветхости. Когда ее передали под ведомство заказника, то обновлением занялся П.Д. Барановский. Восстановительные работы велись около шести лет, но так и не были закончены. Несмотря на это в 1949 году в ней вновь проводили службы.

Реконструкцию возобновили в 1960 и окончательно завершили в 1964 г. Повторно богослужения начали проводится в 1992 году. Тогда многострадальную молельню окрестили во имя Усекновения. Возле действовало кладбище, которое закрыли в 1971 году, а в 80-х годах его убрали навсегда.

Последняя реставрация зафиксирована в 2008 - 2010 годах. В наши дни она находится в ведении музейного комплекса и относится к Даниловскому благочинию Московской епархии.

Белокаменная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дияков стоит на крутом берегу Москвы-реки. На самом краю. А вокруг него находится древнее кладбище. Вход на его территорию не из Голосовского ущелья, а с берега через красивые кирпичные ворота. На это стоит посмотреть.

Кладбище возле церкви Усекновения главы Иоанна Крестителя долгое время не функционировало. Хотя говорят, что похороны проходили тайно до 1990-х годов. Размер кладбища был больше, но во время подготовки к Олимпийским играм 1980 года большая часть его была восстановлена.

Точная дата церкви Усекновения главы Иоанна Крестителя неизвестна. Наиболее принятый вариант - строительство началось в 1547 году. Это был год, когда великий князь Иван Васильевич был коронован в Успенском соборе. А небесным покровителем Ивана Грозного был фактически Иоанн Креститель. Здесь в честь этого первый русский царь приказал построить церковь. И именно на месте древнего языческого святилища. Это было даже не славянское, а дияковского происхождения.

Церковь считается прообразом храма Василия Блаженного на Красной площади. Некоторые исследователи считают, что их построили одни и те же мастера - Барма и Постник Яковлев. И мнение основано на особенностях планировки церкви. Видите ли, на главном фундаменте центральная колонна, высота которой почти 35 метров, а вокруг нее построены четыре небольших восьмигранных башенных переулка? Высота каждой стороны - 17 метров. И все эти части объединены закрытой круглой галереей.

Планировка церкви Усекновения главы Иоанна Крестителя произошла более чем вероятно по практическим причинам. Коломенское Вознесенская церковь возвышалась до небес и имела величественную хип-крышу. У мастеров возникла идея соединить несколько частей вместе. Это означало, что вокруг высокой центральной площади появилось еще четыре. Собор Василия Блаженного был построен по тому же принципу.

Западный фасад церкви очень интересен. Смотри, он выглядит скорее европейским, чем русским. Перегородки из трех частей и композиция напоминают готические соборы. А вместо колокольни - маленькая звонница, похожая на стиль архитектуры псковских мастеров. В 1960 году церковь была восстановлена. Он почти полностью вернулся к своему первоначальному виду. Реставраторы обнаружили необычный оригинальный рисунок на арке купола. Круг с спирали из кирпича. Смысл этого солнечного знака до сих пор является секретом.

История древнего села Диякова

Обширный фруктовый сад, церковь Иоанна Крестителя и старое кладбище расположены на месте древнего села Диякова. Слуги из Государевского двора жили там в 15 веке - они были клерками. Однако самое первое поселение на мысе, образованном ущельем Голосова и рекой Москвой, было основано задолго до появления здесь русских или славян. Более 2,5 тысяч лет назад здесь жила раса людей по имени Дияков, в честь которой и была названа деревня.

Раскопки древнего поселения Дияков были начаты в 1864 году археологом Владимиром Сизовым, а археолог Александр Спицын дал общую характеристику культуры к 1903 году. Дияковы охотились и разводили скот. Больше всего они выращивали лошадей и вообще за мясо. В поселке проживало 100 человек. А это значит, что на всей территории современной Москвы проживает не более 1000 человек.

После открытия дьяковской культуры ученые нашли один ответ, но взамен получили новую загадку. Когда были изучены ритуалы похорон Дияковых, всем стало ясно, откуда русские сказки получили характер баба-яга (старуха-ведьма). Мертвых сожгли, а оставшиеся кости поместили в горшки, а затем заперли в маленьких хижинах, построенных в густых лесах. Эти хижины мертвых стали прообразом хижины на ногах, в которой жил персонаж баба-яга.

Главная неразгаданная загадка дияковской культуры - зачем им нужны глины конической массы. Внутри них есть отверстие, на котором были найдены следы струн. И каждый украшен хребтами. Версии различаются по своему значению. Из сосудов для мертвых душ, или календарей или даже весов для рыбалки и, возможно, частей ткацкого станка. Но точная цель не известна.

Смотрите также

Другие записи категории Прогулки по Москве