Большая мечеть Айя-София (Собор Святой Софии) в Стамбуле

Собор Святой Софии, официально являющийся Святой Великой мечетью Святой Софии (турецкий: Ayasofya-i Kebir Cami-i erifi) и ранее церковь Святой Софии, является позднеантичным местом поклонения в Стамбуле, спроектированным греческими геометрами Исидором Милетским и Антемием. Тралл. Построенный в 537 году как патриарший собор столицы империи Константинополя, он был крупнейшей христианской церковью восточной Римской империи (Византийской империи) и Восточной православной церкви, за исключением периода Латинской империи с 1204 по 1261 год, когда он стал Римско-католический собор города. В 1453 году, после падения Константинополя Османской империей, он был преобразован в мечеть. В 1935 году светская Турецкая Республика открыла его как музей. В 2020 году он вновь открылся как мечеть.

Большая мечеть Айя-София в Стамбуле
Фото: Большая мечеть Айя-София в Стамбуле

Построенная восточно-римским императором Юстинианом I как христианский собор Константинополя для государственной церкви Римской империи между 532 и 537 годами, церковь тогда была самым большим внутренним пространством в мире и одной из первых, в которой использовался полностью подвесной купол. Он считается воплощением византийской архитектуры и, как говорят, «изменил историю архитектуры». Нынешнее здание Юстиниана было третьей церковью с таким же названием, занимавшей это место, предыдущая была разрушена во время беспорядков в Нике. Будучи епископальной кафедрой вселенского патриарха Константинополя, он оставался крупнейшим собором в мире в течение почти тысячи лет, пока в 1520 году не был завершен Севильский собор. Начиная с последующей византийской архитектуры, собор Святой Софии стал образцом православной церкви, а ее архитектурный стиль был подражали османским мечетям тысячу лет спустя. Он был описан как «занимающий уникальное положение в христианском мире» и являющийся архитектурным и культурным символом византийской и восточно-православной цивилизаций.

Храм был посвящен Святой Премудрости, Логосу, второму лицу Троицы. Его престольный праздник приходится на 25 декабря (Рождество), в ознаменование воплощения Логоса во Христе. София - это латинская транслитерация греческого слова «мудрость», и, хотя ее иногда называют Sancta Sophia, «святая София», она не связана с Софией-мученицей. Это здание было центром Восточной православной церкви в течение почти тысячи лет и стало свидетелем отлучения патриарха Михаила I Керулария, официально объявленного Гумберт из Сильвы Кандиды, папского посланника Папы Льва IX в 1054 году, и этот акт обычно считается началом раскол между Востоком и Западом. В 1204 году Четвертые крестоносцы превратили его в римско-католический собор под властью Латинской империи, а затем вернули Восточной православной церкви после возвращения Византийской империи в 1261 году. Дож Венеции, возглавлявший Четвертый крестовый поход и 1204 год. Мешок Константинополя Энрико Дандоло был похоронен в церкви.

После падения Константинополя Османской империей в 1453 году Мехмед Завоеватель превратил его в мечеть. Патриархат переехал в церковь Святых Апостолов, которая стала кафедральным собором города. Хотя некоторые части города пришли в упадок, собор поддерживался за счет средств, выделенных для этой цели, и христианский собор произвел сильное впечатление на новых османских правителей, задумавших его преобразовать. Колокола, алтарь, иконостас, амвон и баптистерий были сняты, а мощи уничтожены. Мозаики с изображением Иисуса, его матери Марии, христианских святых и ангелов со временем были уничтожены или заштукатурены. Были добавлены исламские архитектурные элементы, такие как минбар (кафедра), четыре минарета и михраб - ниша, указывающая направление молитвы (кибла). С момента первоначального преобразования и до строительства в 1616 году близлежащей мечети Султана Ахмеда, известной также как Голубая мечеть, она была главной мечетью Стамбула. Византийская архитектура собора Святой Софии послужила источником вдохновения для многих других религиозных построек, от собора Святой Софии, Салоников и Панагии Экатонтапилиани до Голубой мечети, мечети Шехзаде, мечети Сулеймание, мечети Рустем-паши и комплекса Килич Али-паша.

Комплекс оставался мечетью до 1931 года, когда он был закрыт для посещения на четыре года. Он был вновь открыт в 1935 году светской Турецкой республикой как музей. Согласно данным, опубликованным Министерством культуры и туризма, собор Святой Софии был самым посещаемым туристическим объектом Турции в 2015 и 2019 годах.

В начале июля 2020 года Государственный совет отменил решение Кабинета министров от 1934 года о создании музея, отменив статус памятника, а последующим указом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана было предписано реклассифицировать собор Святой Софии как мечеть. Указ 1934 года был признан незаконным как по османскому, так и по турецкому законодательству, поскольку вакф Святой Софии, созданный султаном Мехмедом, назначил это место мечетью; Сторонники решения утверждали, что Собор Святой Софии был личной собственностью султана. Это изменение вызывает споры и вызывает осуждение со стороны турецкой оппозиции, ЮНЕСКО, Всемирного совета церквей, Международной ассоциации византинистов и многих международных лидеров.

Видео: Большая мечеть Айя-София, Стамбул

Видео Большая мечеть Айя-София, Стамбул
Видео Большая мечеть Айя-София, Стамбул

Архитектура

Собор Святой Софии - один из величайших сохранившихся образцов византийской архитектуры. Его интерьер украшен мозаикой и мраморными колоннами и покрытиями, имеющими большую художественную ценность. Сам храм был настолько богато и художественно украшен, что, согласно гораздо более поздней легенде, Юстиниан провозгласил: «Соломон, я превзошел тебя!» (Византийский греческий: Νενίκηκά σε Σολομών). Сам Юстиниан наблюдал за завершением строительства величайшего собора, когда-либо построенного к тому времени, и он должен был оставаться самым большим собором в течение 1000 лет до завершения строительства собора в Севилье в Испании.

Собор Святой Софии построен из каменной кладки. В конструкции имеются стыки из кирпича и раствора, которые в 1,5 раза превышают ширину кирпича. Швы строительного раствора состоят из комбинации песка и мелких керамических кусочков, равномерно распределенных по швам раствора. Эта комбинация песка и черепков часто использовалась в римском бетоне, предшественнике современного бетона.

Базилика Юстиниана была одновременно кульминационным архитектурным достижением поздней античности и первым шедевром византийской архитектуры. Его влияние, как архитектурно, так и литургически, было широко распространено и устойчиво в восточном христианстве, западном христианстве и исламе.

Огромный интерьер имеет сложную структуру. Неф покрыт центральным куполом, который находится на высоте 55,6 м от уровня пола и опирается на аркаду из 40 арочных окон. Ремонт его структуры сделал купол несколько эллиптическим, с диаметром от 31,24 до 30,86 м.

На западной входной стороне и восточной литургической стороне есть арочные проемы, продолженные половинными куполами того же диаметра, что и центральный купол, перенесенные на более мелкие полукупольные экседры; Иерархия куполообразных элементов построена так, чтобы создать обширный продолговатый интерьер, увенчанный центральным куполом, с чистым пролетом 76,2 м.

Теории Героя Александрийского, эллинистического математика I века нашей эры, возможно, были использованы для решения проблем, возникающих при строительстве такого обширного купола на таком большом пространстве. Идея состоит в том, что π которое не может быть выражено как рациональное число, было аппроксимировано и намеренно использовалось как менее точное рациональное значение, которое аппроксимирует иррациональное число π. Это подходит для 22/7, который использовался для решения круговых задач в строительстве. Когда установлено, что длина окружности окружности U = D * 22/7, получается несколько элегантных решений, в том числе те, в которых используется диаметр, который сокращает знаменатель. Таким образом, Свеншон и Стиффель предложили архитекторам использовать предложенные Хероном ценности для строительства сводов. Центральным при возведении купола собора Святой Софии было то, что центральный квадрат соответствует диагонали, которая выражается как рациональное число, приближающееся к 2. Если бы это не было сделано правильно, все связанные с площадью меры не были бы управляемы инструментами геодезистов того времени. Таким образом, для вычисления квадратов использовались измерения, полученные на основе так называемой горизонтальной и диагональной числовой прогрессии. С его помощью могут быть получены приближения для 2 , что важно для измерения всех типов квадратных или связанных с квадратами объектов и поверхностей (т.е. 1/1 , 3/2, 7/5, 17/12, 41/29, 99/70). В этом методе квадраты, обозначенные числами 12 и 17, тогда как 12 определяют сторону квадрата, а 17 - его диагональ, использовались как стандартное значение еще в клинописных вавилонских текстах.

Поскольку большая площадь в Святой Софии имеет длину 31 м, ранее считалось, без каких-либо заверений, что эта длина соответствует 100 византийским футам. Однако такая круглая фигура для квадратной стороны приведет к диагональ иррациональной длины 141,421 ... из-за множителя 2. Это означало бы, что квадрат и все связанные с ним размеры не будут управляемыми. Теперь стало понятно, что в этом контексте диагональ - это не что иное, как диаметр круга, определяемый окружностью хранилища, и в то же время, как вычисления круга Герона, в которых использовались практические значения диаметра 7 и 14. , что диагональ квадрата или диаметр круга был рассчитан с десятикратным увеличением примерного значения 14 или 140 византийских футов. Если размер диаметра купола Собора Святой Софии построен со значением, которое соответствует приближению π, все полученные значения станут рациональными: 70 * 22/7 = 220; 105 * 22/7 = 330; 140 * 22/7 = 440, ... 210 * 22/7 = 660.

Поэтому Свеншон предположил, что размер стороны центральной площади собора Святой Софии составляет не 100 византийских футов, а 99. Это измерение не только рационально, но и заложено в систему прогрессии боковых и диагональных чисел. (70/99) и, следовательно, полезное значение прикладной математики древности. Он дает диагональ в 140, что позволяет построить огромный купол, как это было сделано в соборе Святой Софии.

Этаж

Каменный пол собора Святой Софии датируется 6 веком. После первого обрушения свода сломанный купол остался на месте на первоначальном юстинианском полу, а новый пол был уложен поверх обломков, когда купол был перестроен в 558 году. После установки этого второго юстинианского пола пол стал частью литургия со значительными местами и пространствами, разграниченными разными способами из разноцветных камней и мрамора.

Пол преимущественно из проконнесского мрамора, добываемого на Проконнесе (остров Мраморного моря) в Пропонтиде (Мраморное море). Это был основной белый мрамор, используемый в памятниках Константинополя. Другие части пола были добыты в Фессалии в Римской Греции: фессалийский зеленый античный «мрамор». Старинные полосы фессалийской зелени на полу нефа часто сравнивали с реками.

Пол хвалили многие авторы и неоднократно сравнивали с морем. Поэт-юстиниан Павел Силентиарий сравнил амвон и солею, соединяющую его со святилищем, с островом в море, а само святилище - гаванью. Наррацио 9-го века пишет о нем как о «как море или текущие воды реки». Михаил Диакон в XII веке также описал пол как море, в котором амвон и другая литургическая мебель стояли как острова. Говорят, что во время завоевания Константинополя в XV веке османский халиф Мехмед поднялся на купол и галереи, чтобы полюбоваться полом, который, согласно Турсун-беку, напоминал «море во время шторма» или «окаменелое море». . Другие авторы османской эпохи также хвалили пол; Тасизад Джафер Челеби сравнил это с волнами мрамора. 22 июля 2020 года пол был скрыт ковром.

Нартекс и порталы

Императорские ворота были главным входом между экзо- и эсонартексом. Он был зарезервирован исключительно для императора. Византийская мозаика над порталом изображает Христа и безымянного императора. Длинный пандус с северной части внешнего нартекса ведет к верхней галерее.

Верхняя галерея

Верхняя галерея, матронеум, имеет форму подковы, которая с трех сторон окружает неф и прерывается апсидой. Несколько мозаик сохранилось в верхней галерее, области, традиционно предназначенной для императрицы и ее двора. Лучше всего сохранившиеся мозаики находятся в южной части галереи.

Верхняя галерея содержит рунические граффити, предположительно оставленные членами Варяжской гвардии.

На протяжении всей истории Собор Святой Софии был жертвой стихийных бедствий, таких как землетрясения, а также стал жертвой вандализма. На его внешней поверхности легко увидеть структурные повреждения. Чтобы убедиться, что собор Святой Софии не пострадал внутри здания, были проведены исследования с использованием георадара внутри галереи собора Святой Софии. С помощью георадара (георадара) команды обнаружили слабые зоны в галерее Святой Софии, а также пришли к выводу, что кривизна купола хранилища была непропорционально смещена по сравнению с его первоначальной угловой ориентацией.

Купол Собора Святой Софии

Купол Святой Софии вызвал особый интерес у многих искусствоведов, архитекторов и инженеров из-за новаторского подхода к нему первоначальных архитекторов. Купол держится на четырех сферических треугольных подвесках, что является одним из первых их широкомасштабных применений. Подвески - это углы квадратного основания купола, которые изгибаются вверх в купол, чтобы поддерживать его, сдерживая боковые силы купола и позволяя его весу течь вниз. Это был самый большой подвесной купол в мире до завершения строительства базилики Святого Петра, и его высота была намного меньше, чем у любого другого купола такого большого диаметра.

Большой купол собора Святой Софии имеет диаметр 32,6 метра и толщину всего 0,61 метра. Основной строительный материал для собора Святой Софии состоит из кирпича и раствора. Кирпичный заполнитель был использован для облегчения строительства крыш. Заполнитель весит 2402,77 килограмма на кубический метр - средний вес каменной конструкции в то время. Из-за пластичности материалов его выбрали вместо тесаного камня, так как заполнитель может использоваться на больших расстояниях. По словам Роуленда Мейнстоуна, «маловероятно, что сводчатая оболочка имеет толщину больше одного обычного кирпича».

Вес купола оставался проблемой на протяжении большей части существования здания. Первоначальный купол полностью разрушился после землетрясения 558 года; в 563 г. новый купол построил Исидор младший, племянник Исидора Милетского. В отличие от оригинала, он имел 40 ребер и был поднят на 6,1 метра, чтобы снизить боковые нагрузки на стены церкви. Большая часть второго купола также обрушилась в двух эпизодах, так что сегодня только две части нынешнего купола, с северной и южной стороны, все еще датируются 562 реконструкциями. Из 40 ребер всего купола сохранившаяся северная секция содержит восемь ребер, а южная секция - шесть.

Хотя эта конструкция стабилизирует купол и окружающие стены и арки, фактическая конструкция стен собора Святой Софии ослабила общую структуру. Каменщики использовали больше раствора, чем кирпича, что было бы более эффективно, если бы раствор оседал, поскольку здание было бы более гибким; Однако строители поспешили завершить строительство и не оставили времени для затвердевания раствора, прежде чем они начали следующий слой. Когда купол был возведен, его вес заставил стены наклониться наружу из-за влажного раствора под ним. Когда Исидор Младший восстановил упавший купол, ему пришлось сначала отстроить внутреннюю часть стен, чтобы они снова стали вертикальными. Кроме того, архитектор увеличил высоту восстановленного купола примерно на 6 метров, чтобы боковые силы не были такими сильными, а его вес более эффективно передавался вниз на стены. Более того, он сформировал новый купол в виде зубчатой раковины или внутренней части зонта с ребрами, идущими сверху вниз до основания. Эти ребра позволяют весу купола течь между окнами, вниз по балкам и, в конечном итоге, на фундамент.

Собор Святой Софии славится светом, который отражается повсюду внутри нефа, придавая куполу вид парящего над головой. Этот эффект был достигнут за счет установки сорока окон вокруг основания оригинальной конструкции. Кроме того, вставка окон в купольную конструкцию снизила его вес.

Контрфорсы

На протяжении веков были добавлены многочисленные контрфорсы. Аркбутаны к западу от здания, хотя считается, что они были построены крестоносцами во время их визита в Константинополь, на самом деле построены в византийскую эпоху. Это показывает, что римляне до этого знали аркбутаны, которые также можно увидеть в Греции, в Ротонде Галерия в Салониках и в монастыре Осиос Лукас в Беотии, а также в Италии в восьмиугольной базилике Сан-Витале в Равенне. Другие контрфорсы были построены во времена Османской империи под руководством архитектора Синан. Всего было добавлено 24 контрфорса.

Минареты

Минареты были османским дополнением, а не частью византийского дизайна первоначальной церкви. Они были построены для уведомления о приглашениях на молитву (азан) и объявлениях. Мехмед построил деревянный минарет над одним из полукуполов вскоре после преобразования собора Святой Софии из собора в мечеть. Этого минарета сегодня нет. Один из минаретов (на юго-востоке) был построен из красного кирпича и может быть датирован временами правления Мехмеда или его преемника Беязида II. Остальные три были построены из белого известняка и песчаника, из которых тонкая северо-восточная колонна была возведена Баязидом II, а два идентичных больших минарета на западе были построены Селимом II по проекту известного османского архитектора Мимара Синан. Оба они имеют высоту 60 метров, а их толстые и массивные узоры завершают основную структуру собора Святой Софии. Многие украшения и детали были добавлены к этим минаретам во время ремонта в 15, 16 и 19 веках, что отражает особенности и идеалы каждого периода.

Известные элементы и украшения

Первоначально, во времена правления Юстиниана, внутреннее убранство состояло из абстрактных рисунков на мраморных плитах на стенах и полах, а также мозаики на изогнутых сводах. Из этих мозаик до сих пор можно увидеть двух архангелов Гавриила и Михаила в пеленах (углах) бемы. Уже было несколько фигурных украшений, о чем свидетельствует экфрас Павла Силенциария конца 6-го века, Описание Святой Софии. Перекрытия галереи облицованы тонкими инкрустированными плитами (opus sectile), на которых изображены узоры и фигуры цветов и птиц в точно вырезанных кусках белого мрамора на фоне черного мрамора. На более поздних этапах были добавлены фигурные мозаики, которые были уничтожены во время иконоборческой борьбы (726–843). Нынешние мозаики пост-иконоборческого периода.

Помимо мозаики, во второй половине IX века было добавлено множество фигурных украшений: изображение Христа в центральном куполе; Восточно-православные святые, пророки и отцы церкви в тимпане внизу; исторические деятели, связанные с этой церковью, такие как Патриарх Игнатий; и некоторые сцены из Евангелий в галереях. Василий II позволил художникам нарисовать на каждом из четырех подвесов гигантского шестикрылого серафима. Османы закрыли лица золотой звездой, но в 2009 году одна из них была восстановлена в первоначальном состоянии.

Лоджия императрицы

Лоджия императрицы расположена в центре галереи собора Святой Софии, над Императорскими воротами и прямо напротив апсиды. Из этой матронеума (женской галереи) императрица и придворные дамы наблюдали за происходящим внизу. Зеленый каменный диск из зелени античности отмечает место, где стоял трон императрицы.

Люстрационные урны

Две огромные мраморные урны для люстрации (ритуального очищения) были привезены из Пергама во время правления султана Мурада III. С эллинистического периода они вырезаны из цельных блоков мрамора.

Мраморная дверь

Мраморная дверь в соборе Святой Софии находится в южной верхней части или галерее. Он использовался участниками синодов, которые входили и выходили из зала заседаний через эту дверь. Сказано, Что каждая сторона символична и что одна сторона представляет небеса, а другая - ад. Его панно покрыто фруктами и рыбными мотивами. Дверь открывается в пространство, которое использовалось как место для торжественных собраний и важных решений должностных лиц патриархата.

Хорошая дверь

Хорошая дверь - старейший архитектурный элемент собора Святой Софии, датируемый II веком до нашей эры. Декорации представляют собой рельефы геометрических форм, а также растения, которые, как полагают, произошли из языческого храма в Тарсе в Киликии, что является частью темы Cibyrrhaeot в современной провинции Мерсин на юго-востоке Турции. Он был включен в здание императором Феофилом в 838 году и находится у южного выхода во внутреннем нартексе.

Императорская дверь

Императорская дверь - это дверь, которую будет использовать только Император, а также его личный телохранитель и свита. Это самая большая дверь в соборе Святой Софии, датируемая 6 веком. Его длина составляет около 7 метров, и византийские источники говорят, что он был сделан из дерева из Ноева ковчега.

Колонка желаний

На северо-западе здания стоит колонна с отверстием посередине, прикрытым бронзовыми пластинами. Этот столбец носит разные имена; «вспотевший» или «потный столбик», «плачущий столб» или «столбец желаний». Колонна считается влажной от прикосновения и обладает сверхъестественными способностями. Легенда гласит, что с тех пор, как в 1200 году возле колонны появился Григорий Чудотворец, она была влажной. Считается, что прикосновение к влаге излечивает многие болезни.

Мозаика

Первые мозаики, украшавшие церковь, были завершены во времена правления Юстина II. Многие из нефигуративных мозаик в церкви происходят из этого периода. Однако большинство мозаик было создано в X и XII веках, после периодов византийского иконоборчества.

Во время разграбления Константинополя в 1204 году латинские крестоносцы осквернили ценные предметы во всех важных византийских сооружениях города, включая золотые мозаики собора Святой Софии. Многие из этих предметов были отправлены в Венецию, дож которой Энрико Дандоло организовал вторжение и разграбление Константинополя после соглашения с принцем Алексиосом Ангелосом, сыном свергнутого византийского императора.

Реставрация 19 века

После преобразования здания в мечеть в 1453 году многие его мозаики были покрыты штукатуркой из-за запрета ислама на репрезентативные изображения. Этот процесс не был завершен сразу, и с 17 века существуют сообщения, в которых путешественники отмечают, что они все еще могли видеть христианские изображения в бывшей церкви. В 1847–1849 годах здание было восстановлено двумя швейцарско-итальянскими братьями Фоссати, Гаспаре и Джузеппе, и султан Абдул Меджид I позволил им также задокументировать любые мозаики, которые они могли обнаружить во время этого процесса, которые позже были заархивированы в швейцарских библиотеках. Эта работа не включала в себя ремонт мозаики, и после записи деталей изображения Фоссатис снова нарисовал его. Фоссатис восстановил мозаику двух гексаптериг (единственное греческое: ἑξαπτέρυγον, пр. Гексаптеригон, шестикрылый ангел; неясно, серафимы они или херувимы), расположенных на двух восточных парусах, снова покрывающих их лица до конца восстановление. Два других, помещенных на западных подвесках, являются копиями краски, созданными Фоссатисами, поскольку они не смогли найти их сохранившихся останков. Как и в этом случае, архитекторы воспроизводили краской поврежденные орнаменты декоративной мозаики, иногда переделывая их в процессе. Записи Фоссати являются первоисточником о ряде мозаичных изображений, которые, как сейчас полагают, были полностью или частично разрушены во время землетрясения в Стамбуле 1894 года. К ним относятся мозаика над неопознанной теперь Дверью Бедных, большое изображение креста, инкрустированного драгоценными камнями, и множество изображений ангелов, святых, патриархов и отцов церкви. Большинство недостающих изображений было обнаружено в двух тимпанах здания.

Одна из мозаик, которую они задокументировали, - это Христос Вседержитель в круге, что указывает на то, что это мозаика потолка, возможно, даже главного купола, который позже был покрыт и закрашен исламской каллиграфией, излагающей Бога как свет Вселенной. Рисунки Фоссатиса мозаик Святой Софии сегодня хранятся в Архиве кантона Тичино.

Реставрация 20 века

Многие мозаики были обнаружены в 1930-х годах группой из Византийского института Америки под руководством Томаса Виттемора. Команда решила оставить несколько простых изображений крестов покрытыми штукатуркой, но обнаружила все основные найденные мозаики.

Из-за его долгой истории как церкви и мечети, в процессе восстановления возникает особая проблема. Христианские иконографические мозаики могут быть обнаружены, но часто за счет важного и исторического исламского искусства. Реставраторы пытались сохранить баланс между христианской и исламской культурами. В частности, много споров вызывает вопрос о том, следует ли убрать исламскую каллиграфию на куполе собора, чтобы позволить выставить лежащую в основе мозаику Христа как Владыки мира (при условии, что мозаика все еще существует).

Собор Святой Софии стал жертвой стихийных бедствий, которые привели к ухудшению конструкции и стен здания. Ухудшение стен собора Святой Софии может быть напрямую связано с кристаллизацией соли. Кристаллизация соли происходит из-за вторжения дождевой воды, которая является причиной ухудшения внутренних и внешних стен собора Святой Софии. Отвод излишков дождевой воды - основное решение проблемы ветхих стен собора Святой Софии.

Построенная между 532–537 годами подземная структура под собором Святой Софии изучалась с помощью гравиметров ЛаКоста-Ромберга для определения глубины подземной структуры и обнаружения других скрытых полостей под собором Святой Софии. Скрытые полости также служили опорой от землетрясений. Благодаря этим находкам с использованием гравиметров ЛаКоста-Ромберга было также обнаружено, что фундамент собора Святой Софии построен на склоне естественной скалы.

Мозаика Императорских ворот

Мозаика Императорских ворот расположена в тимпане над этими воротами, которым пользовались только императоры при входе в церковь. Основываясь на анализе стилей, он был датирован концом IX или началом X века. Император с нимбом или нимбом, возможно, мог изображать императора Льва VI Мудрого или его сына Константина VII Порфирогенита, склонившегося перед Христом Пантократором, восседающим на украшенном драгоценностями троне, благословляющим и держащим в левой руке раскрытую книгу. Текст в книге гласит: «Мир вам» (Иоанна 20:19, 20:26) и «Я свет миру» (Иоанна 8:12). По бокам от плеч Христа - круглые медальоны с бюстами: слева от него архангел Гавриил, держащий посох, справа - его мать Мария.

Мозаика юго-западного входа в Софийский Собор

Мозаика юго-западного входа, расположенная в тимпане юго-западного входа, датируется царствованием Василия II. Он был заново открыт во время реставрации 1849 года Фоссатисом. Богородица восседает на престоле без спинки, ее ноги опираются на пьедестал, украшенный драгоценными камнями. Младенец Христос сидит у нее на коленях, благословляя и держа в левой руке свиток. Слева от нее стоит император Константин в парадном облачении, преподносящий Марии макет города. Надпись рядом с ним гласит: «Великий император Святых Константин». Справа от нее стоит император Юстиниан I, предлагающий модель собора Святой Софии. На медальонах по обеим сторонам головы Богородицы изображены nomina sacra MP и ΘΥ, сокращение от греческого: Μήτηρ του Θεοῦ, латинизированное: Mētēr Theou, букв. 'Матерь Божья'. Композиция фигуры восседающей на троне Богородицы, вероятно, скопирована с мозаики внутри полукупола апсиды внутри литургического пространства.

Мозаики апсиды

Мозаика в полукуполе над апсидой в восточном конце изображает Марию, мать Иисуса, держащую Младенца Христа и сидящую на украшенном драгоценными камнями троне без спинки. С момента своего повторного открытия после периода укрытия в Османскую эпоху он «стал одним из выдающихся памятников Византии». Одеяние младенца Иисуса изображено с золотой мозаикой.

Гийом-Жозеф Грелот, побывавший в Константинополе, в 1672 году выгравировал, а в 1680 году опубликовал в Париже изображение внутренней части собора Святой Софии, на котором нечетко изображена мозаика апсиды. Вместе с картиной Корнелиуса Лооса, нарисованной в 1710 году, эти изображения являются ранними свидетельствами существования мечети еще до того, как она была покрыта в конце 18 века. Мозаика Богородицы с младенцем была заново открыта во время реставрации братьев Фоссати в 1847–1848 годах и обнаружена при реставрации Томаса Виттемора в 1935–1939 годах. В 1964 году его снова изучили с помощью строительных лесов.

Неизвестно, когда была установлена эта мозаика. По словам Сирила Манго, мозаика - «любопытное отражение того, как мало мы знаем о византийском искусстве». Считается, что работа датируется окончанием византийского иконоборчества и обычно датируется патриархатом Фотия I (годы правления 858–867, 877–886) и временами императоров Михаила III (годы правления 842–867) и Василий I (годы правления 867–886). В частности, мозаика связана с сохранившейся проповедью, которая, как известно, была написана и прочитана Фотием в соборе 29 марта 867 года.

Другие ученые предпочитали более ранние или более поздние даты для данной мозаики или ее композиции. Николаос Ойкономидес указал, что проповедь Фотия относится к стоящему портрету Богородицы - Одигитрии - в то время как настоящая мозаика показывает ее сидящей. Точно так же биография патриарха Исидора I (годы правления 1347–1350) его преемником Филофеем I (годы правления 1353–1354, 1364–1376), составленная до 1363 года, описывает Исидора, который видел стоящее изображение Богородицы в Крещении в 1347 году. Серьезно. повреждение было нанесено зданию землетрясениями в 14 веке, и возможно, что стоячий образ Богородицы, существовавший во времена Фотия, был утерян во время землетрясения 1346 года, в результате которого восточная оконечность собора Святой Софии была частично разрушена. Эта интерпретация предполагает, что нынешняя мозаика с изображением Богородицы с младенцем на троне относится к концу 14 века, времени, когда, начиная с Нила Константинопольского (годы правления 1380–1388), патриархи Константинополя начали иметь официальные печати с изображением Богородицы. на троне на thokos.

Тем не менее, другие ученые предложили более раннюю дату, чем конец IX века. По словам Георгия Галавариса, мозаика, увиденная Фотием, была портретом Одигитрии, который после землетрясения 989 года был заменен нынешним изображением не позднее начала 11 века. Однако, по словам Ойкономида, изображение на самом деле датируется до Триумфа Православия, завершившегося ок. 787–797, во время иконоборческой интерлюдии между Первым иконоборцем (726-787) и вторым иконоборчеством (814-842). Ойкономид утверждает, что новое статичное изображение Богородицы Одигитрии было заштукатурено во Втором иконоборчестве над старой мозаикой в 867 году, которая затем упала во время землетрясения 1340-х годов и вновь открыла изображение конца 8-го века. Богородица на троне.

Совсем недавно анализ гексаптиховой панели с иконами менологиона из монастыря Святой Екатерины на горе Синай показал, что панель, показывающая многочисленные сцены из жизни Богородицы и другие богословские знаковые изображения, содержит изображение в центре, очень похожее на изображение в центре. Собор Святой Софии. Изображение на греческом языке обозначено просто как: Μήτηρ Θεοῦ, латинизировано: Mētēr Theou, букв. «Богоматерь», но на грузинском языке из надписи видно, что изображение помечено как «полукупола Святой Софии». Таким образом, это изображение является самым старым известным изображением мозаики апсиды и демонстрирует, что внешний вид мозаики апсиды был подобен современной мозаике в конце 11 или начале 12 веков, когда гексаптих был начертан на грузинском языке грузинским монахом, что исключает дата 14 века для мозаики.

Портреты архангелов Гавриила и Михаила (в значительной степени разрушенные) в балке арки также датируются IX веком. Мозаики размещены на оригинальном золотом фоне VI века. Считалось, что эти мозаики являются реконструкцией мозаик VI века, которые ранее были уничтожены во время иконоборческой эпохи византийцами того времени, о чем свидетельствует инаугурационная проповедь патриарха Фотия. Однако до этого времени не сохранилось никаких упоминаний о фигурном убранстве собора Святой Софии.

Император Александр мозаика

Мозаику Императора Александра непросто найти впервые посетителю, она расположена на втором этаже в темном углу потолка. На нем изображен император Александр в полных регалиях, держащий в правой руке свиток, а в левой - крестообразный шар. Рисунок Фоссатиса показал, что мозаика просуществовала до 1849 года и что Томас Виттемор, основатель Византийского института Америки, которому было разрешено сохранить мозаику, предположил, что она была разрушена во время землетрясения 1894 года. Через восемь лет после его смерти. Мозаика была открыта в 1958 году во многом благодаря исследованиям Роберта Ван Найса. В отличие от большинства других мозаик в соборе Святой Софии, которые были покрыты обычной штукатуркой, мозаика Александра была просто закрашена и отражала окружающие мозаичные узоры и, таким образом, была хорошо скрыта. Его должным образом очистил преемник Византийского института Уиттемора Пол А. Андервуд.

Императрица Зоя мозаика

Мозаика императрицы Зои на восточной стене южной галереи датируется XI веком. Христос Вседержитель, облаченный в темно-синюю мантию (как это принято в византийском искусстве), сидит посередине на золотом фоне, благословляя правой рукой и держа Библию в левой руке. По обе стороны от его головы расположены nomina sacra IC и XC, что означает Исус Христос. Рядом с ним - Константин IX Мономах и императрица Зоя, оба в церемониальных костюмах. Он предлагает кошелек, как символ пожертвования, сделанного церкви, а она держит свиток, символ сделанного ею пожертвования. Надпись над головой императора гласит: «Константин, благочестивый император во Христе Боге, царь римлян Мономах». Надпись на голове императрицы гласит: «Зоя, благочестивая Августа». Предыдущие головы соскребаны и заменены тремя нынешними. Возможно, на более ранней мозаике был изображен ее первый муж Роман III Аргир или ее второй муж Михаил IV. Другая теория состоит в том, что эта мозаика была сделана для более ранних императора и императрицы, и их головы были изменены на нынешние.

Комнинская мозаика

Мозаика Комнина, также расположенная на восточной стене южной галереи, датируется 1122 годом. Посередине стоит Дева Мария, изображенная, как обычно в византийском искусстве, в темно-синем платье. Она держит младенца Христа на коленях. Он дает свое благословение правой рукой, держа в левой руке свиток. Справа от нее стоит император Иоанн II Комнин, изображенный в одежде, украшенной драгоценными камнями. Он держит кошелек, символ имперского пожертвования церкви. Его жена, императрица Венгрии Ирэн, стоит слева от Богородицы в церемониальных одеждах и предлагает документ. Их старший сын Алексий Комнин изображен на соседней пилястре. Он показан как безбородый юноша, вероятно, представляющий его появление на коронации в возрасте семнадцати лет. На этом панно уже видна разница с мозаикой императрицы Зои, которая старше на сто лет. В портретах есть более реалистичное выражение вместо идеализированного изображения. Императрица Ирина (урожденная Пироска), дочь Ладислава I

Другие записи категории Путеводители

Флаг Большая мечеть Айя-София в Стамбуле
Флаг Стамбула