Босфорский мост ( турецкий : Boğaziçi Köprüsü ), официально называемый Мостом мучеников 15 июля ( турецкий : 15 Temmuz Şehitler Köprüsü ) и в просторечии Первый мост ( турецкий : Birinci Köprü ), является одним из трех подвесных мостов, пересекающих Босфор. Пролив в Стамбуле (Турция), таким образом соединяющий Европу и Азию (два других — мост Фатих Султан Мехмет и мост Явуз Султан Селим). Босфорский мост пролегает между Ортакёй (в европейской части Стамбула) и Бейлербейи (в азиатской части).
Это висячий мост с башнями и стальными тросами, с которых свисает аэродинамическая платформа, общей длиной 1560 м и шириной 33,40 м. Расстояние между башнями (основной пролет) составляет 1074 м, а общая высота моста башни 165 м. Ширина колеи моста от уровня моря 64 м.
После завершения строительства в 1973 году Босфорский мост стал подвесным мостом с четвертым по длине пролетом в мире и самым длинным за пределами Соединенных Штатов (только мост Верразано-Нарроуз, мост Золотые Ворота и мост через пролив). Босфорский мост оставался самым длинным подвесным мостом в Европе до строительства моста Хамбер в 1981 году и самым длинным в Азии до строительства моста Султана Мехмета Фатиха (второго Босфорского моста) в 1988 году, который в свою очередь, его превзошел мост Минами Бисан-Сето в 1989 году. В настоящее время Босфорский мост является подвесным мостом с 33-м по длине пролетом в мире.
После того, как группа солдат взяла под свой контроль мост и частично заблокировала его во время попытки военного переворота 15 июля 2016 года, премьер-министр Бинали Йылдырым объявил 25 июля того же года о решении Совета министров Турции о переименовании моста. 15 июля Мост мучеников ( турецкий : 15 Temmuz Şehitler Köprüsü ) в память обо всех тех, кто погиб, сопротивляясь попытке государственного переворота.
Идея моста через Босфор восходит к древним временам. Согласно греческому писателю Геродоту в его «Историях», Мандрокл Самосский спроектировал мост из лодок через Босфор для императора Дария Великого из империи Ахеменидов (522–485 до н. э.), соединив Азию с Европой, что позволило Дарию преследовать отступающих скифов и расположил свою армию на Балканах, чтобы запугать Македонию.Спустя столетия Леонардо да Винчи предложил султану Баязиду II в 1502 или 1503 году строительство подвесного моста.Султану Абдул-Хамиду II был представлен первый современный проект постоянного моста через Босфор. Османской империи Босфорской железнодорожной компанией в 1900 году и включал железнодорожное сообщение между двумя континентами.
Строительство
Решение о строительстве моста через Босфор было принято в 1957 году премьер-министром Аднаном Мендересом. В 1968 году был подписан контракт с британской фирмой Freeman Fox & Partners на выполнение инженерных работ. Мост был спроектирован британскими инженерами-строителями Гилбертом Робертсом, Уильямом Брауном и Майклом Парсонсом, которые также спроектировали мост Хамбер, мост Северн и мост Форт-Роуд. Работы начались в феврале 1970 года в присутствии президента Джевдета Суная и премьер-министра Сулеймана Демиреля. Мост построен турецкой компанией Enka İnşaat ve Sanayi A.Ş. совместно с Cleveland Bridge & Engineering Company из Англии и Hochtief AG из Германии.
Строительство моста было завершено 30 октября 1973 года, через день после 50-летия основания Турецкой Республики, и он был открыт президентом Фахри Корутюрком и премьер-министром Наимом Талу. Стоимость моста составила 200 миллионов долларов США (что эквивалентно 1 166 миллионам долларов США на сегодняшний день).При его открытии он был заявлен как первый мост между Европой и Азией со времен мостов-барков Ксеркса I с 480 по н.э. C. Этот мост, однако, пересекал Геллеспонт (Дарданеллы), на некотором расстоянии от Босфора, и был вторым мостом, построенным между Европой и Азией после вышеупомянутого моста из лодок через Босфор, построенного для Дария в 513 г. до н.э. в.
Эксплуатация
Автомагистраль, пересекающая мост (О-1), имеет восемь полос движения: по три стандартных полосы в каждом направлении, аварийную полосу и пешеходную полосу.Утром в будние дни большая часть пригородного движения идет на запад (в сторону Европы), таким образом, четыре из шести полос движения идут на запад и только две идут на восток. Вместо этого в будние дни четыре полосы движения идут на восток и две на запад.
В течение первых трех лет пешеходы могли ходить по мосту, на который они поднимались с помощью лифтов, расположенных внутри двух башен. Однако в настоящее время пешеходам и коммерческим транспортным средствам, таким как грузовики, не разрешается пользоваться мостом. В настоящее время по мосту ежедневно в обоих направлениях проезжает около 200 000 автомобилей, из которых почти 85% составляют автомобили, 29 декабря 1997 года по мосту проехал миллиардный автомобиль. При полной загрузке настил моста опускается примерно на 90 сантиметров в центре основного пролета.
Это платный мост, и у него есть пункт взимания платы с тринадцатью будками возле начала моста на азиатской стороне. Плата взимается за проезд из Европы в Азию, но не за проезд в обратном направлении. С 1999 года некоторые киоски, самые левые по мере приближения к ним автомобилистов, не обслуживаются и оснащены только системой удаленной оплаты (называемой OGS), чтобы не вызывать задержек движения. В дополнение к OGS в 2005 году в некоторых кабинах была установлена еще одна система оплаты проезда с помощью бесконтактной смарт-карты (KGS).
С 3 апреля 2006 года в салонах не принимают наличные, только ОГС или СОМ. Метку OGS или карту KGS можно получить на различных станциях, прежде чем добраться до пунктов взимания платы за проезд по шоссе или мосту. В 2006 году плата за проезд составляла 3 лиры. С апреля 2007 года компьютеризированная система светодиодного освещения с изменяющимися цветами и узорами, разработанная Philips, освещает мост в ночное время. В 2012 году на смену KGS пришла новая система HGS, использующая технологию радиочастотной идентификации.В 2017 году дорожный сбор увеличился почти на 50%, с 4,75 до 7 лир.В конце 2019 года дорожный сбор увеличился еще на 20% до 10,50 лир Сумма платы за проезд должна увеличиваться каждый год, чтобы приспособиться к высокому росту индекса цен производителей.
История Босфорского моста
В октябре каждого года Межконтинентальный Стамбульский Евразийский марафон пересекает мост из Азии в Европу. Во время марафона мост закрыт для автомобильного движения. Также в октябре посетители могут принять участие в «веселом забеге» и пройти мост пешком. Многие устраивают пикники, чтобы насладиться видами.
Мост появился на реверсе банкноты в тысячу турецких лир 1978–1986 годов.
15 мая 2005 года в 07:00 по местному времени американская теннисистка Винус Уильямс провела показательный матч с турецкой теннисисткой Ипек Шеноглу на мосту, который стал первым теннисным матчем, сыгранным на двух континентах. Стамбульский турнир, проходивший в 2005 году и длившийся пять минут.После выставки двое бросили теннисный мяч в Босфор.
17 июля 2005 года в 10:30 по местному времени британский гонщик Формулы-1 Дэвид Култхард пересек мост с европейской стороны на азиатскую на своем автомобиле Red Bull, а позже, после дрейфа рядом с пунктом взимания платы, вернулся на европейскую Он припарковал свою машину в саду дворца Долмабахче, где началась его экскурсия. Когда он пересекал мост на своей машине Формулы 1, Култхард был обнаружен автоматической системой наблюдения, за что он наложил штраф в размере 20 евро. прохождение через пункты взимания платы без оплаты - штраф, который его команда согласилась заплатить за него.
5 ноября 2013 года игрок № 1 в мире по гольфу Тайгер Вудс, который был в Стамбуле на турнире Turkish Airlines Open, проходившем с 7 по 10 ноября, был доставлен на мостик на вертолете и сделал пару демонстрационных выстрелов на мост, отправив мячи с азиатской стороны на европейскую сторону по проезжей части моста, которая была закрыта для движения около часа.
15 июля 2016 г. во время попытки государственного переворота мост был заблокирован группировкой ВС Турции, которая также арестовала мирных жителей и сотрудников полиции. Некоторые танки раздавили автомобили. На следующий день задействованные солдаты сдались полиции и гражданским лицам. 25 июля 2016 г. премьер-министр Бинали Йылдырым объявил, что мост будет переименован в Мост мучеников 15 июля (по-турецки 15 Temmuz Şehitler Köprüsü).