Тюмень — город с богатой историей, отраженной в его архитектуре, особенно в уникальных образцах деревянного зодчества. Одним из важнейших культурных символов Тюмени является деревянная резьба, которая украшает многие старинные дома и усадьбы. Пешеходная экскурсия «Легенды и символы Тюменской резьбы» предлагает погрузиться в этот удивительный мир и познакомиться с его скрытыми символами и значениями.
Во время прогулки туристы увидят множество домов с богатым архитектурным наследием, узнают об их истории и людях, которые в них жили. Тюмень — это город, где удалось сохранить более 30 исторических объектов деревянного зодчества, и многие из них украшены резными элементами, которые не просто красивы, но и несут в себе древние символы, связанные с защитой дома и его обитателей.
Резьба на тюменских домах — это не просто украшение, это целый язык, которым наши предки общались с миром. В каждом завитке, круге, кресте скрыт сакральный смысл. Такие элементы, как оберегающий крест, круг и квадрат, символизируют древние силы, связанные с жизнью, огнем и природой. Каждый резной элемент имел своё особое значение, защищая дом от бед и принося благополучие.
Тюменская резьба — уникальное явление, впитавшее в себя архаические традиции и местные культурные особенности. Использование различных техник резьбы, от пропильной до накладной, демонстрирует мастерство резчиков того времени. В ходе экскурсии туристы смогут увидеть, как декоративные элементы, такие как наличники, пилястры и очелья, становятся важной частью архитектурного облика города, подчёркивая его историческое богатство.
Экскурсия начинается на улице Семакова и проведет через несколько знаковых домов, где каждому зданию присущ свой неповторимый стиль и уникальные легенды. Таким образом, знакомство с резьбой на старинных домах Тюмени станет не просто путешествием в историю архитектуры, но и погружением в культурное наследие города, наполненное символами и скрытыми смыслами.
Особенности тюменской деревянной архитектуры
Тюменская деревянная архитектура — это уникальное явление, вобравшее в себя богатые традиции русского зодчества и местные особенности ремесла. Деревянные дома Тюмени, возведенные в конце XIX — начале XX века, выделяются не только своей прочностью и долговечностью, но и изысканными декоративными элементами, которые имеют глубокий символический смысл.
Одним из ключевых элементов тюменских домов являются наличники — деревянные резные обрамления окон, которые придают фасадам домов особую выразительность. Наличники тюменских домов украшаются богатым орнаментом, выполненным в различных стилях: от строгих геометрических узоров до сложных растительных мотивов. В их декоре часто используются элементы, такие как круги, кресты, ромбы и звезды, каждый из которых имеет свой сакральный смысл.
Круг в резьбе символизирует солнце — источник жизни, света и тепла, что восходит к древним временам, когда культ солнца был неотъемлемой частью жизни человека. Крест, символизирующий огонь, также считался оберегом, защищающим дом и его обитателей от бед и несчастий. Геометрические формы, такие как ромб и квадрат, символизируют землю, плодородие и стабильность.
Важным элементом деревянной резьбы является так называемое «очелье» — верхняя часть наличника, которая часто украшалась сложными узорами. Происходит это слово от древнерусского термина «чело», что означает лоб или верхнюю часть лица, что подчеркивает важность и символическое значение этого элемента в обрамлении окон. Очелье нередко дополняется пилястрами — боковыми полуколоннами вдоль окна, которые также украшаются резьбой.
Одним из примеров сложных орнаментов тюменских домов является объемная барочная резьба, где декоративные элементы буквально выступают над поверхностью, создавая игру света и тени. Такой стиль часто использовался в домах зажиточных купцов, которые могли позволить себе дорогие работы лучших резчиков. Например, кокошник, стилизованный под старинный женский головной убор, встречается на многих домах и символизирует, что в доме жили девушки на выданье.
Мастера-резчики уделяли особое внимание деталям, стараясь передать не только красоту, но и вложить в свои работы символику процветания и благополучия. Так, растительные мотивы — цветы, листья и ветви — символизируют плодородие, жизнь и здоровье. Пальметки, розетки и свитки, используемые в орнаменте, также являются символами возрождения и новой жизни.
Пропильная резьба, которую часто можно увидеть в украшении карнизов и фронтонов домов, представляет собой тончайшие узоры, выполненные в ажурной технике. Хотя этот вид резьбы получил широкое распространение по всей России, в Тюмени он был особенно изысканным и использовался для создания декоративных элементов, способных преобразить даже самые простые фасады.
Каждый элемент деревянного декора имеет не только эстетическое, но и функциональное значение. Например, кронштейны под карнизами крыш украшались сложными резными узорами, что придавало строению легкость и воздушность, несмотря на массивные формы самого здания. Аттики с растительными орнаментами завершали композицию, украшая крыши и создавая ощущение гармонии.
Тюменская резьба — это не просто декоративное искусство, а важная часть городской культуры, в которой архитектурные элементы служат связующим звеном между прошлым и настоящим. Экскурсия по деревянным домам Тюмени позволяет увидеть это искусство вблизи и ощутить глубину традиций, которые до сих пор живут в улицах и домах города.
Таким образом, тюменская деревянная архитектура и резьба являются неотъемлемой частью исторического наследия города. Каждая улица, каждый дом рассказывают свои уникальные истории, через которые проявляется богатство и многообразие культуры Тюмени, основанной на древних традициях и мастерстве резчиков.
Улица Семакова
Экскурсия «Легенды и символы Тюменской резьбы» начинается на улице Семакова — одной из старейших улиц Тюмени, которая хранит немало историй и воспоминаний. В XIX веке эта улица носила название Подаруевская, в честь купца Ивана Подаруева, одного из самых известных тюменских предпринимателей. В 1922 году улица получила свое современное название, но многие здания сохранили свою старинную архитектуру и являются ценными памятниками деревянного зодчества.
Улица Семакова — это место, где можно ощутить дух старой Тюмени. Здесь представлены типичные образцы деревянной архитектуры конца XIX — начала XX века, которые привлекают внимание своей резьбой и декоративными элементами. Одним из таких домов является бывшая усадьба причта Знаменской церкви, построенная для семьи настоятеля и законоучителя женской гимназии отца Петра Ребрина. Дом воплощает лучшие традиции русского стиля с элементами модерна, которые можно увидеть в его фасаде и резных украшениях.
Особое внимание привлекает фасад с небольшим выступом — ризалитом, который венчает башенка с фигурным куполом. Ажурная пропильная резьба под карнизом крыши — яркий пример мастерства тюменских резчиков. Каждый элемент декора несет в себе символическое значение. Например, обилие знаков оберегающего креста символизирует защиту и огонь, который считался источником жизни с древнейших времен.
На этом доме также можно увидеть использование архаичных символов, таких как круг, квадрат, ромб и крест, которые пришли в декоративное искусство из глубокой древности. Эти знаки, хотя и приобрели декоративный характер, всё ещё несут в себе важные оберегающие функции. Кроме того, наличники, оформленные в геометрическом стиле, подчёркивают строгость и лаконичность дизайна, делая фасад дома привлекательным и гармоничным.
Здесь также сохранилась мемориальная доска, напоминающая о визите вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, известного флотоводца и создателя первого в мире ледокола «Ермак». Макаров был близким другом Петра Рогозинского — известного журналиста и политического ссыльного, чья судьба также связана с этим домом.
Начало маршрута на улице Семакова позволяет туристам погрузиться в атмосферу прошлого, увидеть, как выглядели типичные тюменские дома конца XIX века, и узнать о значимых исторических личностях, связанных с этими местами.
Дом причта Знаменской церкви
Одним из ключевых объектов экскурсии по деревянной архитектуре Тюмени является дом причта Знаменской церкви — яркий образец тюменского деревянного зодчества конца XIX — начала XX века. Дом был построен как жилое помещение для семьи священника, настоятеля Знаменской церкви и законоучителя женской гимназии отца Петра Ребрина. Это строение не только сохранило архитектурные черты своего времени, но и несет в себе элементы уникальной тюменской резьбы, отражающие традиции и культурные ценности города.
С архитектурной точки зрения дом представляет собой пример русской деревянной архитектуры с элементами модерна, который был популярен в это время. В фасаде дома выделяется небольшой выступ — ризалит, который венчается декоративной башенкой с куполом, украшенной ложными окнами и ажурными карнизами. Эта композиция создает впечатление легкости и придает дому особую выразительность.
Однако главной особенностью дома является резной декор, который обрамляет фасад и окна. Наиболее впечатляющий элемент — это пропильная резьба под карнизом крыши, которая выполнена в сложной ажурной технике. В этой резьбе использованы символы, имеющие глубокие архаичные корни. Одним из ключевых символов является знак оберегающего креста, который символизирует огонь и жизнь. Такой крест — древний знак, известный ещё с каменного века, когда огонь добывался трением палочек. Он считался важным оберегом и использовался для защиты дома и его обитателей.
Другие элементы декора, такие как круги, квадраты и ромбы, также имели свои символические значения. Круг символизировал солнце — источник жизни и света, квадрат — землю и стабильность, а ромб — плодородие. Эти символы, в отличие от декоративных элементов других стилей, не просто украшали дом, но и выполняли важную защитную функцию, создавая атмосферу безопасности и благополучия для жителей дома.
Наличники окон в этом доме, оформленные в строгом геометрическом стиле, подчёркивают лаконичность и гармонию всей конструкции. Верхняя часть наличников — очелье — также выполнена с применением геометрических форм. Пилястры, боковые полуколонны вдоль окон, придают дому монументальность и устойчивость. Все элементы декора, хотя и выглядят просто, были тщательно продуманы и выполнены с большой точностью, что придает дому целостный и завершённый вид.
Интересен также исторический контекст этого здания. В 1897 году в этом доме останавливался известный русский флотоводец и исследователь, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Он был создателем первого в мире ледокола «Ермак» и близким другом политического ссыльного, журналиста Петра Рогозинского, с которым его связывали дружеские отношения. Этот факт подчеркивает значимость дома в истории не только Тюмени, но и всей России.
В XX веке дом продолжал играть важную роль в жизни города. Когда в 1944 году Тюмень стала областным центром, здание использовалось как служебная квартира для первых секретарей обкома партии. Впоследствии здесь располагались различные учреждения, включая детский сад и строительную фирму, что также отражает изменяющуюся историю города.
Сегодня дом причта Знаменской церкви — это не просто памятник архитектуры, но и свидетель культурных и исторических изменений, происходивших в Тюмени на протяжении нескольких веков. Его резной декор, насыщенный символами и знаками, является ярким примером того, как древние традиции и символика продолжают жить в современных городах, придавая им уникальность и особую атмосферу.
Дом причта Знаменской церкви — это не только важный архитектурный объект, но и значимый исторический памятник, который позволяет туристам прикоснуться к прошлому и почувствовать себя частью богатой культурной традиции Тюмени.
Дом семьи Чираловых
Дом семьи Чираловых — одно из самых значимых зданий в архитектурном наследии Тюмени. Построенный в конце XIX века, он является ярким примером деревянного зодчества с элементами барочной резьбы, характерной для богатых купеческих домов этого периода. Этот дом не только выделяется своим внешним убранством, но и связан с интересными историческими событиями и легендами.
Сергей Степанович Чиралов, хозяин дома, был владельцем успешного кожевенного производства, известного далеко за пределами Тюмени. Его семья была уважаемой и зажиточной, что отражалось в архитектуре их дома. Фасад здания украшен объемной резьбой, выполненной в барочном стиле, что делает этот дом уникальным среди других купеческих особняков города.
Особое внимание привлекают наличники окон дома, которые украшены сложными резными элементами. Верхняя часть наличников напоминает кокошник — традиционный женский головной убор, что указывает на то, что в этом доме жили девушки на выданье. Этот декоративный элемент неслучаен: он символизирует женскую красоту и чистоту. Барочная резьба, примененная в декоре, отличается объемностью и сложностью, придавая фасаду особую изысканность.
Важной частью истории этого дома является судьба двух дочерей Сергея Чиралова — Виринея и Филанида. Старшая дочь, Виринея, удачно вышла замуж, в то время как младшая, Филанида, несмотря на образование и работу в женской гимназии, не нашла семейного счастья. После смерти отца именно Филанида унаследовала дом, но семейный кожевенный бизнес так и не был продолжен, что привело к утрате былой известности рода Чираловых. Тем не менее, их дом остался ярким напоминанием о процветающей купеческой семье.
История дома тесно переплетается с общественной жизнью города. В начале XX века дом Чираловых также стал местом для различных городских учреждений. В 1920-е годы здесь располагалось управление милиции, а позднее — сотрудники педагогического училища. Эти изменения отражают судьбу многих купеческих особняков, которые с приходом советской власти меняли своё назначение.
Архитектурное убранство дома продолжает впечатлять и сегодня. Объемная резьба на фасаде выполнена с использованием традиционных символов плодородия и процветания. Растительный орнамент, украшающий наличники и другие элементы декора, символизирует начало новой жизни и богатство. Такие декоративные элементы не только делали дома купцов красивыми, но и являлись важными оберегами, приносящими удачу и благополучие.
Пропильная резьба, использованная под карнизом крыши, демонстрирует мастерство тюменских резчиков. Эта техника, хотя и не получила широкого распространения в регионе, здесь использована настолько удачно, что придает всему фасаду ощущение легкости и праздничности. Башенки на углах дома, украшенные миниатюрными куполами и резными элементами, добавляют дому нарядности и величественности.
Легенда о судьбе младшей дочери Филаниды, которая так и не вышла замуж, добавляет дому Чираловых особую атмосферу. Кажется, что сам дом хранит память о прошедших временах и людях, которые его населяли, становясь символом семьи, судьба которой, как и многих других купеческих родов, оказалась тесно связана с историей города и страны.
Сегодня дом Чираловых является частной собственностью, но его архитектурное значение и историческая ценность остаются неизменными. Это один из тех редких домов, где можно увидеть настоящий барочный стиль в резьбе, вписанный в контекст сибирского деревянного зодчества. Таким образом, дом семьи Чираловых — это не просто памятник архитектуры, но и важный культурный объект, который передает дух Тюмени конца XIX — начала XX века.
Усадьба Поповых
Усадьба Поповых — ещё один значимый объект в архитектурном наследии Тюмени, демонстрирующий как богатую историю семьи, так и уникальные черты деревянного зодчества города. Дом был построен в начале XX века для Виринеи Сергеевны Поповой, старшей дочери купца Сергея Чиралова, и её мужа Константина Васильевича Попова, известного общественного деятеля Тюмени. Этот дом не только архитектурно интересен, но и исторически значим для города.
Константин Васильевич Попов, супруг Виринеи Чираловой, был человеком уважаемым в Тюмени. Он занимал должность юрисконсульта в Тюменской городской Думе и имел чин титулярного советника. Место для их дома на Знаменской улице (ныне — улица Дзержинского) было выбрано не случайно. Напротив находилась женская гимназия, где учились дочери Чиралова, а рядом стоял родительский дом Виринеи, в котором продолжала жить её сестра Филанида. Весь этот район был тесно связан с жизнью семьи.
Строительство дома началось в 1911 году, и уже в конце 1912 года семья отпраздновала новоселье. Дом представляет собой двухэтажное строение с жилыми помещениями на втором этаже и рабочим офисом хозяина на первом. Архитектура дома отражает лучшие традиции тюменского деревянного зодчества, дополненные элементами модерна и барокко, которые подчеркивают состоятельность и вкус его владельцев.
Одной из самых интересных архитектурных особенностей дома является полукруглый эркер на чугунных колоннах и веранда второго этажа, которые придают фасаду лёгкость и элегантность. Резной декор дома выполнен в стиле русского модерна, сочетающего геометрические и растительные мотивы. Богатая накладная резьба на наличниках окон и карнизах подчеркивает характерные черты тюменской резьбы.
Наличники дома украшены солярными символами — кругами и лучами солнца, что являлось популярным мотивом в тюменской домовой резьбе. Эти элементы считались оберегами, защищающими дом от болезней и несчастий, а также символизировали процветание и благополучие. В декоре также присутствуют угловые башенки с миниатюрными куполами и фигурный аттик на крыше, украшенный резным растительным орнаментом. Одним из главных элементов являются лилии — символ чистоты и духовной силы, которые также играли роль оберега для семьи.
Пропильная резьба, использованная под карнизом крыши, выполнена в несколько рядов и украшает дом по всему периметру, создавая эффект легкости и воздушности, несмотря на его массивные формы. В каждом элементе декора, от резных оконных наличников до орнаментов на карнизе, скрыт символический смысл, который передает стремление к благополучию, процветанию и защите дома и его обитателей.
Архитектурная композиция дома Поповых отличается не только красотой, но и практичностью. На первом этаже располагалась контора хозяина, а во дворе усадьбы были построены дополнительные хозяйственные помещения: конюшня, каретник, сеновал и баня, что было характерно для купеческих домов того времени.
Расположение дома на пересечении Знаменской улицы и Александровской площади также имело особое значение. Из окон дома открывался вид на площадь, где происходили главные городские события и праздники. В те времена этот район был центром общественной жизни Тюмени, а дом Поповых стал её неотъемлемой частью.
Историческая судьба дома была такой же насыщенной, как и его архитектурное наследие. После революции дом использовался для нужд новых властей и потерял свое изначальное предназначение, как и многие другие купеческие усадьбы Тюмени. Однако его архитектурная ценность была сохранена, и дом остаётся важной частью исторического облика города.
Усадьба Поповых — это не только свидетельство богатой купеческой жизни начала XX века, но и образец мастерства тюменских резчиков и архитекторов. Его резной декор, насыщенный символикой, продолжает привлекать внимание исследователей и туристов, погружая их в атмосферу прошлых времён.
Дом Ларионова и история адмирала Колчака
Дом Ларионова — ещё один уникальный объект на маршруте экскурсии по Тюмени, который сочетает в себе богатую историю и уникальные архитектурные решения. Этот двухэтажный деревянный дом был построен в 1852 году и стал частью истории Тюмени благодаря своим выдающимся обитателям и знаменитым гостям. Владельцем дома был мастер музыкальных инструментов Ларионов, который продавал гармошки, гусли, гудки, смычковые инструменты и даже волынки. Дом Ларионова является образцом деревянной архитектуры XIX века, где главную роль в украшении фасада играют резные наличники с подоконными досками-панно.
История дома обогащена значимыми событиями. Одним из них стал визит адмирала Александра Васильевича Колчака, известного русского полярного исследователя и военачальника. В 1919 году, на пути в Омск, адмирал Колчак остановился в этом доме на три дня, что добавило дому особую историческую значимость. Колчак был одной из самых противоречивых и выдающихся фигур Гражданской войны в России, и его присутствие в этом доме свидетельствует о важности Тюмени в тот период.
Архитектурная ценность дома заключается в деталях резного декора. Во время реставрации, которая проводилась для сохранения исторического облика дома, было уделено большое внимание восстановлению оригинальных элементов резьбы. Фасадная резьба включает в себя два вида наличников: с плоским рельефом и подоконными досками, украшенными сложным растительным орнаментом. Главная особенность резьбы на этом доме — флористический крест, изображающий крестообразно переплетённые стебли и листья. Этот узор имеет древние языческие корни и считался оберегом, защищающим жизнь и благополучие жителей дома.
Символика резного декора дома Ларионова глубоко укоренена в традициях древних народных верований. Резьба с изображением солнца, земли и растений отражает представление людей о мире. Верхняя часть наличников символизирует небесный свод, боковые пилястры — струи дождя, а подоконная доска — плодородную землю. Таким образом, окна дома становятся своего рода "глазами", через которые дом "смотрит" на окружающий мир, выражая связь человека с природой и его надежды на защиту и процветание.
Дом Ларионова был тщательно восстановлен, чтобы сохранить его историческое значение и уникальный архитектурный стиль. Во время реставрационных работ мастера обнаружили трёх- и четырёхгранные гвозди с буквой «М» на шляпке — это значило, что они были изготовлены на местном заводе Машарова. Эти гвозди использовались повторно при восстановлении резных наличников, что подчеркивает стремление сохранить аутентичность и оригинальность деталей.
Интересным элементом дома является двойное окно на боковом фасаде, что было редким архитектурным решением для того времени. Это окно было полностью восстановлено во время реставрации, как и оригинальные подоконные доски и элементы наличников. Большое внимание было уделено сохранению резного орнамента, который украшает подоконные панели — завитки стеблей и листьев, символизирующие зарождение новой жизни и плодородие.
Дом Ларионова неразрывно связан с историей Тюмени и России. Он представляет собой не только яркий пример деревянного зодчества XIX века, но и важное историческое место, где пересеклись судьбы знаменитых людей. Его резьба продолжает восхищать своей красотой и мастерством, сохраняя память о тех временах и людях, которые его населяли. Тщательно отреставрированные элементы декора помогают воссоздать атмосферу старинной Тюмени и дают возможность погрузиться в её богатую и насыщенную историю.
Сегодня дом Ларионова продолжает привлекать внимание туристов и любителей архитектуры, становясь одним из ключевых объектов на маршруте «Легенды и символы Тюменской резьбы». Этот дом — свидетель прошедших эпох, хранящий в себе память о важных событиях и людях, оставивших свой след в истории России.
Улица Дзержинского
Улица Дзержинского — одна из самых значимых в историческом плане улиц Тюмени. Ранее известная как Садовая, она появилась на городском плане ещё в XVIII веке. Несмотря на то, что эта улица никогда не была центральной, она стала местом строительства усадеб самых богатых и известных тюменских купцов и мещан. Здесь торговали, жили и обустраивали свои дворы те, кто играл важную роль в экономической и общественной жизни города.
Историческое значение улицы Дзержинского заключается в том, что она до сих пор сохраняет свой облик, который в значительной степени сформировался в XIX веке. Это одна из немногих улиц Тюмени, где в наше время можно увидеть дома, сохранившие оригинальные черты тюменского деревянного зодчества. Усадьбы на этой улице окружены садами, в которых раньше росли яблони, вишни и черёмуха, что добавляло улицам уют и неповторимый колорит.
Большинство зданий на улице Дзержинского, по пути экскурсии, были отреставрированы с особой тщательностью. Важную роль в сохранении исторического облика сыграл Вадим Макарович Шитов — Почетный гражданин Тюмени и мастер-реставратор. Он своими руками восстановил множество памятников истории, культуры и зодчества, которые теперь стали частью обширного туристического маршрута.
На улице Дзержинского сосредоточено множество объектов, демонстрирующих уникальные черты тюменского деревянного зодчества. Каждый дом на этой улице — это не просто архитектурное строение, а целая история, которая рассказывает о жизни богатых купцов и ремесленников, а также о традициях и мастерстве резчиков того времени.
Например, дом Сергея Степановича Бровцына — тюменского мещанина, городского оценщика, — привлекает внимание своей легендой о любви. Богатый и образованный Бровцын влюбился в девушку из низшего сословия, но она отказала ему, понимая, что не может быть ему ровней. Спустя годы, встретив её вновь, когда она стала мастером своего дела и финансово независимой, Бровцын отменил свою свадьбу с другой и женился на своей первой возлюбленной. Для неё он построил дом на Садовой улице, который до сих пор сохраняет очарование того времени благодаря резному декору.
На улице также находится дом семьи Бурковых, один из самых известных купеческих особняков Тюмени. Этот дом с богатым резным декором является ярким примером тюменского зодчества и рассказывает о жизни Василия Петровича Буркова — одного из богатейших людей города, владельца кирпичного завода и типографии, активного общественного деятеля и мецената. Дом Бурковых украшен сложными резными элементами, такими как аттики, балясины и разнообразные наличники, символизирующие богатство и процветание.
Улица Дзержинского важна ещё и потому, что на её сравнительно небольшой территории сохранилось большое количество памятников истории и культуры. Многие из них продолжают жить своей новой жизнью, принимая туристов и передавая им истории своих прошлых обитателей через архитектурные детали и резьбу.
Городские власти рассматривают возможность создания на этой улице обширной туристической зоны, где будут сохранены исторические здания и открыт доступ к новым экскурсионным маршрутам. Это позволит сохранить уникальное наследие и дать возможность новым поколениям увидеть, как выглядела Тюмень в XIX-XX веках.
Сегодня прогулка по улице Дзержинского позволяет погрузиться в атмосферу старой Тюмени, где каждое здание — это часть культурного наследия города, его истории и жизни. Улица продолжает радовать не только тюменцев, но и гостей города своей исторической значимостью, архитектурными шедеврами и сохранёнными традициями резьбы по дереву.
Дом Сергея Степановича Бровцына
Дом Сергея Степановича Бровцына — один из самых известных домов на улице Дзержинского и важный памятник тюменской купеческой архитектуры. Построенный на рубеже XIX–XX веков, этот дом выделяется своим резным декором и хранит красивую легенду о любви, которая оказала влияние на его историю. Дом Бровцына стал символом возрождения и новой жизни, как для его владельцев, так и для архитектурного облика города.
Сергей Степанович Бровцын был мещанином и городским оценщиком. Легенда гласит, что Бровцын влюбился в девушку из низшего сословия, однако она отказалась выйти за него замуж, считая себя недостойной его положения. Спустя годы судьба свела их вновь, когда девушка, став мастером своего дела, уже обладала финансовой независимостью и социальным статусом. Увидев её снова, Бровцын отменил свою предстоящую свадьбу с другой женщиной и женился на своей первой возлюбленной. Для неё он и построил этот дом, который стал символом их любви и стремления к счастью.
Архитектурный стиль дома Бровцына отличается характерными элементами тюменской деревянной резьбы, где каждая деталь несёт не только декоративную функцию, но и символическое значение. Основной акцент сделан на резных наличниках, которые украшают окна дома. Эти наличники выполнены в технике накладной рельефно-объёмной резьбы, которая характерна для богатых купеческих домов Тюмени. Резьба наличников сочетает геометрические и растительные мотивы, что придает дому одновременно строгость и праздничность.
Особенностью дома является разнообразие орнаментов на подоконных досках. На центральном фасаде присутствует крупная розетка, от которой расходятся побеги листьев и стеблей с цветами. Во дворе декор более сдержанный — здесь можно увидеть остролистные симметричные стебли, что подчеркивает разделение функций декоративных элементов в разных частях дома. Тем не менее, и на фасаде, и во дворе резьба создаёт ощущение гармонии и элегантности.
Наличники над окнами, выполненные в строгом геометрическом стиле, включают солярные знаки, символизирующие солнце, жизненную силу и защиту от бед. Символика резьбы тесно связана с древними народными представлениями о мире, где каждый элемент декора служит оберегом для дома и его обитателей.
Интересным элементом фасада является двойное окно над парадным входом, декор которого выделяется своей сложной резьбой и богатым орнаментом. Здесь использованы крупные розетки и стилизованные свитки, что придаёт дому особую выразительность. Оформление ворот и калиток дома также заслуживает внимания — это единственный сохранившийся в Тюмени старинный образец резных ворот, украшенных пальметками в виде павлиньих хвостов, изящными свитками и пышной растительностью.
Каждый элемент резьбы в доме Бровцына имеет своё символическое значение. Например, растительные мотивы в резьбе, такие как листья и цветы, олицетворяют зарождающуюся жизнь и плодородие, а пальметки и волюты — символы возрождения и жизненной силы. Эта символика особенно важна в контексте легенды о доме, которая отражает идею преображения и нового начала.
В советское время дом сохранил свою значимость, оставаясь жилым зданием. В 40-60-е годы XX века здесь проживала Нина Яковлевна Кардонская, известная и любимая тюменская артистка театра драмы. Этот факт добавляет дому культурной значимости, связывая его не только с архитектурным наследием, но и с культурной жизнью города.
В конце 1990-х годов фасадная резьба дома была отреставрирована, чтобы сохранить его уникальный исторический облик. Тогда же был построен двухэтажный пристрой с парадным входом с улицы, что не нарушило общего стиля здания. Благодаря усилиям реставраторов, дом Бровцына продолжает привлекать внимание туристов и местных жителей своей архитектурной выразительностью и насыщенной историей.
Дом Сергея Степановича Бровцына является ярким примером тюменского деревянного зодчества, который сочетает в себе как декоративную красоту, так и глубокую символику, связанную с жизнью и судьбами его обитателей. Этот дом до сих пор сохраняет свою привлекательность и является важной частью культурного и архитектурного наследия Тюмени.
Усадьба Буркова
Усадьба Буркова — это один из самых известных и значимых объектов на улице Дзержинского, представляющий собой яркий пример богатого купеческого дома конца XIX — начала XX века. Этот роскошный особняк принадлежал Василию Петровичу Буркову, купцу первой гильдии, который был одним из самых влиятельных и уважаемых людей в Тюмени. Его усадьба сохранилась до наших дней и привлекает внимание своим архитектурным великолепием, богато украшенным резным декором, отражающим статус и успех его владельца.
Василий Петрович Бурков был успешным предпринимателем, занимался торговлей зерном и мукой, владел кирпичным заводом, типографией и издательством нескольких газет. Он также был активным меценатом и общественным деятелем, за свою деятельность отмечен золотой медалью на ленте ордена Святого Святослава. В семье Бурковых было десять детей, и дом стал не только семейным очагом, но и символом их благосостояния и значимости в жизни города.
Архитектура дома Буркова впечатляет своим величием и деталями. Дом представляет собой образец деревянного зодчества с элементами барокко и модерна. На главном фасаде можно увидеть великолепные наличники, украшенные резным растительным орнаментом, среди которого выделяются ананасы, груши, яблоки и цветы. Эти элементы резьбы не только декоративны, но и символичны: они олицетворяют процветание, плодородие и богатство, что соответствует статусу семьи Бурковых.
Особое внимание привлекают аттики — возвышающиеся элементы крыши, которые соединены по периметру резными балясинами, придавая дому торжественный и величественный вид. Под карнизом крыши находятся объемные кронштейны, украшенные замысловатым узором, что также добавляет дому нарядности. Резной декор крыльца подчеркивает его парадный вход и делает его одной из самых красивых деталей усадьбы.
Главный фасад дома украшен самыми богатыми по декору наличниками. Каждый из них имеет свою уникальную структуру, что придаёт дому особый колорит. В углах здания можно увидеть резные вазоны, напоминающие амфоры, которые символизируют рог изобилия, древний символ достатка и благополучия. Этот мотив резьбы был особенно популярен в архитектуре купеческих домов начала XX века и подчёркивал высокий социальный статус владельцев.
Резной декор бокового и дворового фасадов дома выполнен более сдержанно, но также впечатляет разнообразием деталей. На дворовом фасаде можно увидеть простые, но элегантные наличники с растительным орнаментом, которые делают весь дом гармоничным и цельным архитектурным объектом. Внутренний двор усадьбы включал в себя не только жилые постройки, но и каменный флигель, где находились хозяйственные помещения и лавка, которая и сегодня продолжает функционировать как магазин «Хозтовары».
Дом Буркова имеет уникальную историческую судьбу. В начале XX века в его подвале располагался легальный Клуб союза рабочих Тюмени, что говорит о том, что дом играл важную роль не только в жизни семьи, но и в общественной жизни города. После революции дом, как и многие другие купеческие особняки, сменил своё назначение — в нём располагались различные учреждения, включая детский сад, а в советское время дом стал частью государственного фонда.
Интересен и тот факт, что внучка Василия Петровича Буркова, ходила в этот детский сад в 1920-х годах, даже не подозревая, что это дом её деда. Этот пример символизирует перемены, произошедшие в жизни многих богатых семей после революции.
В 1993 году дом был передан Центру эстетического воспитания детей, который сегодня носит название «В доме Буркова». Центр сохраняет историческое наследие здания, и его резной декор по-прежнему остаётся одним из лучших примеров тюменской резьбы по дереву.
Прогулка вокруг дома позволяет ощутить атмосферу былой роскоши и величия. Каждый элемент резьбы, каждая деталь декора, включая разнообразные растительные мотивы, тщательно выполненные вазоны и элементы крыш, насыщены символикой процветания и богатства. Богатая история семьи Бурковых и великолепный резной декор делают этот дом неотъемлемой частью исторического и культурного наследия Тюмени.
Усадьба Буркова продолжает привлекать внимание туристов и исследователей своим архитектурным разнообразием и историческим значением. Это не просто дом — это целая эпоха, воплощённая в дереве и резьбе, которая до сих пор сохраняет память о купеческой жизни Тюмени начала XX века.