Кондопога (карел. Kondupohju, фин. Kontupohja, вепс. Kondopog) - административный центр Кондопожского района Республики Карелия, Россия, расположенный на северной оконечности Кондопожского залива Онежского озера, недалеко от устья реки Суна и заповедника Кивач, примерно в 54 км от Петрозаводска.
В Кондопоге есть железнодорожная станция на железной дороге Москва - Мурманск, некоторые из крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов в Восточной Европе (например, ОАО «Кондопога»), медицинский колледж и предприятия по производству строительных материалов.
Голубое шоссе, международный туристический маршрут, начинается в Мо-и-Рана, Норвегия, проходит через Швецию и Финляндию, а затем через Кондопогу и заканчивается в Пудоже.
Этимология
Об этимологии топонима существует ряд гипотез. По оценке Е. М. Поспелова, наиболее реалистичной является версия, согласно которой первая часть названия — «кондо» — происходит из карельского kondii «медведь», а «пога» — из карельского pohja — «дальний угол, конец залива, бухта», то есть название в целом осмысливается как «медвежий угол».
Карельское название города представляет собой сложное слово, и потому ударение несут первые слоги обоих его компонентов (Kóndupòhju); аналогично произносится финское название города Kóntupòhja.
Русское название города в Карелии произносят с ударением на первый слог. В других регионах оно чаще произносится с ударением на третий слог, поскольку такое положение ударения типично для четырёхсложных слов в русском языке.
В нормативном «Словаре собственных имён русского языка» Ф. Л. Агеенко указаны основное ударение на третьем слоге и побочное (второстепенное) — на первом.
Туризм в Кондопожском районе
С 2007 года в Кондопожском районе началась программа, призванная изменить ситуацию в отрасли туризма.
Большинство туристических объектов и маршрутов расположены в Кондопожском районе. В самой Кондопоге развиваются, в основном, музейная и гостиничная деятельности.
Реки и водоёмы прилегающих к городу окрестностей пользуются популярностью среди любителей рыбной ловли.
Климат в Кондопоге умеренно континентальный, с чертами морского. Зима продолжительная, а лето короткое и прохладное.
Город приравнен к районам Крайнего Севера.
Архитектура
В Кондопоге, впервые упоминаемой еще в 1495 году, сохранился редкий памятник русского деревянного зодчества - Успенская церковь, построенная в 1774 году. Центральную колонну этой церкви венчала шатровая крыша общей высотой 42 метра. В основе колонны лежал центральный прямоугольный каркас, к которому примыкали каркасы трапезной и алтаря. Каркас алтаря прикрывался традиционной деревянной крышей, называемой бочкообразной крышей.
Церковь была сожжена в 2018 году психически больным подростком, на ее месте осталось лишь несколько обугленных останков.
История города Кондопога
Самое первое письменное упоминание о Кондопоге относится к 1563 году. Это стало важным после того, как в 1757 году поблизости были обнаружены богатые месторождения мрамора и были заложены карьеры. Кондопога стала логистическим узлом для отгрузки мрамора в Санкт-Петербург. Позже поблизости были обнаружены месторождения железной руды, которую отправляли на металлургические заводы в Петрозаводске и Кентярви.
К 1892 году в Кондопоге было 48 зданий, триста жителей, две церкви и колледж, а 8–15 сентября ежегодно проводилась ярмарка.
Во время Первой мировой войны Главное артиллерийское управление Военного министерства России начало строительство завода по производству азотной кислоты, необходимого для производства пороха. Гидроэлектростанция была спроектирована для удовлетворения значительных потребностей в энергии для такой станции. Кондопога хорошо подходила для такой станции из-за значительного перепада уровня воды между озерами Нигозеро и Онежским. Станция мощностью 30 МВт должна была стать крупнейшей в России. Однако Октябрьская революция и последующая Гражданская война задержали проект, который был возрожден только в советское время как часть плана ГОЭЛРО. Согласно проекту, воды реки Суна должны были быть перенаправлены в сторону гидроэлектростанции через систему озер. 19 июля 1923 года Совнархоз Карелии утвердил создание строительного общества (Кондострой) для строительства гидроэлектростанции и крупного целлюлозно-бумажного комбината. Кондопога стала административным центром района в 1932 году и получила статус города в 1938 году. В то время ее население составляло около четырнадцати тысяч жителей.
3 ноября 1941 года во время Великой Отечественной войны Кондопога была оккупирована финскими войсками и полностью разрушена. Были разграблены промышленные предприятия и фабрики, в том числе целлюлозно-бумажный комбинат, гидроэлектростанция, гранитный и кирпичный заводы, мебельная фабрика и другие объекты. Было снесено около 250 домов и многоквартирных домов, а также концертные залы, музеи, детский сад, школа, гостиницы, пожарная часть и правительственные учреждения. Все мосты в окрестностях взорваны. Город был освобожден 28 июня 1944 года Карельским фронтом Красной Армии в рамках Свирь-Петрозаводского наступления. После войны город отстроили заново. В 1957 году Кондопога была объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой. Был построен ряд новых фабрик, а также расширился целлюлозно-бумажный комбинат. Население выросло до 38 тысяч человек.
В ночь с 29 на 30 августа 2006 года двое этнических русских были убиты и несколько других серьезно ранены чеченцами, что привело к межэтнической напряженности 2006 года в Кондопоге.