«Лебединое озеро» — один из самых известных и любимых балетов в мире, созданный на музыку Петра Ильича Чайковского. Либретто написали Василий Гельцер и Владимир Бегичев. Сюжет разворачивается вокруг принца Зигфрида, который на охоте встречает заколдованных девушек, превращённых в лебедей злым волшебником Ротбартом. Во главе этих девушек стоит Одетта, королева лебедей. Принц влюбляется в Одетту и клянется ей в вечной любви, что может разрушить чары. Однако обман со стороны Одиллии, дочери Ротбарта, приводит к трагическим последствиям.
В Екатеринбургском театре оперы и балета (Урал Опера Балет) «Лебединое озеро» исполняется в классической редакции хореографов Мариуса Петипа и Льва Иванова. Эта версия считается канонической и сохраняет традиции русского классического балета. Постановка отличается тщательной проработкой сценографии и костюмов, что подчеркивает величие «большого стиля» классического балета.
Хореография включает знаменитые элементы, такие как «черное па-де-де» с 32 фуэте Одиллии — один из самых сложных танцевальных трюков классического репертуара. Особое внимание уделено работе кордебалета, который создает эффект единого целого благодаря синхронности движений и выразительности позировок.
- Принц Зигфрид — Виктор Механошин
- Одетта/Одиллия — Наталья Кузнецова
- Ротбарт — Антон Гузеев
Дирижером-постановщиком выступает Павел Клиничев, а режиссерами и хореографами — Ирина Иванова и Дмитрий Корнеев. Сценография создана Андреем Войтенко, а костюмы разработаны Татьяной Ногиновой.
Балет длится около 2 часов 45 минут с двумя антрактами.
Постановка отличается своей верностью классическим традициям русского балета. Критики отмечают её «радикально старомодный» стиль, который возвращает зрителям ощущение величия старого петербургского балета с его помпезностью и изяществом. Особое внимание уделено культуре постановки рук и головы у кордебалета лебедей — важному элементу классической школы.
Отзывы о балете «Лебединое озеро» в «Урал Опера Балет»
Отзывы зрителей о балете «Лебединое озеро» в постановке Урал Опера Балет в целом разнообразны, но многие отмечают высокое качество исполнения и классическую атмосферу спектакля.
Положительные отзывы
Костюмы и декорации: Зрители подчеркивают красоту и разнообразие костюмов, особенно во втором акте, где декорации начинают «серебриться в свете луны», создавая волшебную атмосферу. Костюмы соответствуют классическим традициям, что придает спектаклю аутентичность.
Исполнение главных ролей: Танцовщица в роли Одетты/Одиллии (например, И. Назмутдинова) получила высокие оценки за артистизм и техничность. Её движения описываются как «трепетные», создающие впечатление настоящих лебединых крыльев. Также отмечаются сильные выступления принца Зигфрида и Шута, который привлек внимание не только танцем, но и актерской игрой.
Испанский танец: Этот номер часто выделяют за яркость и темперамент, что добавляет разнообразия в постановку.
Критика
Отсутствие живого оркестра: Некоторые зрители выразили разочарование тем, что музыка исполняется под запись, а не живым оркестром. Это может быть заметно для более требовательной аудитории.
Сравнение с другими постановками: Некоторые зрители советуют не сравнивать постановку с версиями Большого театра или других крупных сцен, так как могут возникнуть ожидания более сложной хореографии или постановочных решений.
Первый акт: Некоторые отзывы указывают на то, что первый акт выглядит несколько «скромным» по сравнению с остальной частью спектакля. Однако второй акт компенсирует это своей магической атмосферой и появлением лебедей.